«Учитель года» — звучит гордо!
На прошлой неделе в Амурске завершился районный этап всероссийского конкурса «Учитель года». Участие в нем приняли десять педагогов. Среди них были и молодые преподаватели, и учителя с большим стажем работы. О том, как проходили конкурсные испытания, — в материале Вероники Шабуниной.
Конкурс «Учитель года» проводится в Амурске более тридцати лет. В 2025 году в историю образования вписали еще одну славную страницу — десять имен лучших педагогов Амурского района. На пути к такому значимому событию участникам муниципального этапа конкурса пришлось проделать большую работу. Вначале пройти заочный тур — снять и представить свои видеовизитки. По итогам выполненного задания в следующий — очный тур, прошли только шесть преподавателей. На протяжении всей недели они демонстрировали экспертному жюри свое профессиональное мастерство, креативность и умение творчески подойти к процессу обучения. Полуфиналистам предстояло выступить на методическом семинаре, дать открытый урок и провести воспитательное мероприятие. Площадкой для проведения последних двух испытаний стала школа № 9. Конкурсантам были предоставлены все необходимые условия.
— В данном конкурсе участвую не первый раз. Даже становилась победителем и затем представляла Амурский район на краевом этапе. Никогда не возникало проблем с тем, чтобы провести открытый урок с учащимися, которых вижу впервые. Всегда говорю: «Дайте мне пять минут, я найду общий язык с любым ребенком». Конечно, не без нюансов, но это возможность проанализировать свою работу и допущенные ошибки в ходе урока. Так педагоги и совершенствуются. Мне кажется, что я готова соревноваться с коллегами хоть каждый год. Ведь главное — это не победа, а обмен опытом, получение полезной информации и обратной связи от экспертов. Тем более с этого года я еще занимаю должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Мне нужны выступления, взаимодействие с детьми, новые ощущения — очень заряжает.
Полуфиналисты показали высокий уровень подготовки. Занятия получились содержательными, интересными и сопровождались дидактическими материалами. Несмотря на то, что конкурсантам пришлось давать открытые уроки в незнакомых им классах, ученики активно включались в работу и взаимодействовали с учителем — отвечали на вопросы, выходили к доске и ставили опыты. Испытание «воспитательное событие» практически все педагоги посвятили теме 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с преподавателями ребята создавали макет юбилейного баннера с именами героев, выполняли творческие задания, определяли соответствия названий памятников с их изображениями и знакомились с артефактами времен Гражданской войны, найденными на территории Хабаровского края.
— Мне предложили поучаствовать, и я подумала: «А почему бы и нет?»
Шла с любопытством. До этого не знала, что представляет из себя конкурс «Учитель года» изнутри. Получила колоссальный опыт взаимодействия с методистами, с другими учителями, которые стали моими наставниками. Была проделана не только личная, но и большая командная работа. На открытом уроке постаралась продемонстрировать, как можно заинтересовать учащихся химией, обращаясь к жизненному опыту. Ведь химия — это не просто формулы, а все, что нас окружает. Судя по реакциям детей в конце занятия, у меня получилось увлечь их. Продолжением темы урока стало воспитательное мероприятие «Эхо войны». Показала ребятам снаряды, найденные участниками нашего поискового отряда «Иск» в ходе экспедиций. На примере артефактов мы изучали, из каких сплавов металла делали различные боеприпасы в период Великой Отечественной войны.
В тройку финалистов вошли участницы, набравшие наибольшее количество баллов в прошедших испытаниях. Ими стали: Кристина Егунова — учитель английского языка школы № 1 поселка Эльбан, Алина Ходжер — учитель русского языка и литературы школы № 9 и Зульфия Махманазарова — преподаватель химии школы № 3 города Амурска. Кто же станет победителем? Это определило последнее конкурсное испытание — педагогическое интервью.
— Я сам когда-то был на месте участников, — сказал Евгений Симаков, член жюри. — Дважды становился учителем года — в 2000 году и в 2005-м. Поэтому знаю, что конкурсантам пришлось очень непросто. Спасибо, что в середине учебного года они нашли силы подготовиться и продемонстрировать свой профессиональный опыт. Сегодня нам выпала честь зажечь на небосклоне образования Амурского района не одну звезду, а целое созвездие замечательных педагогов, которые всю неделю давали такие интересные уроки. Еще в первый день конкурса я заметил, как горят их глаза. Пусть так будет всегда и на работе, и в жизни. Уважаемые коллеги, волнение, которое присутствовало во время конкурсных испытаний, осталось позади, а впереди вас ждет еще много профессиональных побед!

И вот настал тот самый волнительный момент для конкурсантов — объявление итогов. Третье место заняла педагог эльбанской школы, почетное второе — преподаватель школы № 3. Учителем года стала Алина Ходжер.
— В Амурске я работаю всего несколько месяцев, — рассказывает победительница конкурса. — Приехала сюда из Забайкальского края по программе «Земский учитель». И сразу в бой. Люблю выходить из зоны комфорта. Это побуждает к тому, чтобы не останавливаться на достигнутом, все время обучаться и самосовершенствоваться. Потому что стать учителем я мечтала с самого детства. На это повлияли мои первые педагоги, хотелось всегда быть похожей на них. Вообще на моем счету это уже третий педагогический конкурс. Ранее дважды я становилась бронзовым призером, а сейчас поставила себе цель — поднять планку и занять хотя бы второе место. Постаралась показать экспертам все, чему я научилась за годы работы в школе. Очень рада и горжусь почетным званием «Учитель года». Будет здорово, если для кого-то из своих учеников я тоже стану примером и смогу вдохновить их на выбор профессии педагога.