Письмо в редакцию
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится хорошей новостью
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится событием
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится своей историей
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Предложить героя
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Добавить отзыв о месте
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Сообщение об ошибке
 / 
проАмурск МЕСТА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ проАмурск
14 °C
Солнце Ачана
Фотографии Евгения Моисеева
Малая родина

Солнце Ачана

Народный фольклорный песенно-танцевальный ансамбль «Сиун» села Ачан отметил юбилей — 65 лет. За это время коллектив объездил множество населенных пунктов России и побывал в четырнадцати других странах мира. Сейчас ансамбль — участник всех значимых событий Амурского района.

«Сиун» в переводе с нанайского — солнце. Этот солнечный коллектив образовался в 1958 году в селе Болонь. У истоков стояли Любовь Киле, Анна Ходжер и Валентина Киле, придумавшая название коллектива и выступившая первым его руководителем. Солнце — частый герой нанайских сказаний и легенд, символ добра и радости. Такие же позитивные эмоции вызывают выступления ансамбля «Сиун». Первоначально основатели коллектива собирали друзей и ездили с концертами по рыбацким станам и соседним селам. С этого и с первого выступления парней со сценой фехтования на палках началась история ансамбля «Сиун».

Уже около полувека руководит ансамблем Нина Павловна Гейкер, под ее руководством «Сиун» выступал в Южной Корее, Таиланде, Болгарии, Норвегии и в других странах, жители которых не знакомы с самобытной нанайской культурой.

Понгса Киле, создатель ансамбля «Тасима»
Валентина Киле, первый руководитель «Сиуна»

В течение 23 лет постановкой номеров занимается балетмейстер Вера Киле. Она тоже в свое время занималась в «Сиуне» и была одной из самых первых участников детского песенно-танцевального ансамбля «Тасима», который появился чуть позже, 36 лет назад. В переводе с нанайского название коллектива означает звездочки, это имя ему дал его создатель Понгса Киле. С тех пор дети сначала попадают в «Тасиму», а затем в возрасте 16 лет переходят в «Сиун». На данный момент в обоих коллективах около 68 человек, многие из них — потомки первых участников. Сейчас самому юному участнику 4 года, а самому взрослому — 75 лет.

Первые танцы «Сиуна» — «Чирмальда», «Камлание» и «Воронята». К каждому номеру свои костюмы, и ни в одном они не повторяются. Хореография коренных народов отражала традиционный быт и хозяйственный уклад. Например, в «Охоте на оленей» или «Сборе ягод» танцоры демонстрируют действия, которые производили их предки. Также в танцах может быть и подражание природе. Например, в номере «Воронята» участники изображают этих птиц. Еще движения артистов могут быть связаны с перемещениями солнца, деревьев, птиц, зверей. Есть даже такие танцы, которые построены на полном подражании им.

Вера Киле
балетмейстер

— Все костюмы на участниках ансамбля вышивают вручную, как и раньше. Каждый узор выверяют в соответствии с канонами. Не забываем о традициях, которые передали нам участники коллектива. На протяжении нескольких поколений сохраняются движения шаманского шага, использующиеся в номерах, а также национальные мужские и женские ритмы. Шаги у мужчин и женщин отличаются. Кстати, помимо костюмов, мы используем атрибутику, например палки, погремушки, бубны.

Участники коллектива выступают как в традиционных нанайских костюмах, так и в праздничных. Для номеров пошиты сценические стилизованные наряды, составляющие примерно 50 процентов гардероба. До сих пор всю одежду создают вручную мастера — костюмеры Галина Игнатьевна Ходжер и Раиса Федоровна Ходжер. Вышивают узоры и участники национального клуба «Силэмсэ», что в переводе с нанайского — «росинка». Делается все на совесть, служит годами. Закупать ткани помогают партнеры, в числе которых «Полиметалл» и «Русская медная компания». Благодаря им ансамбль «Сиун» в этом году выехал на фестивали национального искусства в Москве и в Хабаровске. При помощи партнеров приобретены бубны, сделаны веера, а также крылья для костюмов аистов и лебедей. Вообще, в Амурском районе хорошая традиция содействия в сохранении и развитии уникальной нанайской культуры, за что коллектив благодарит администрацию района и общественную организацию малочисленных народов Севера.

— Участники коллектива не только поют и танцуют, но и изучают значения узоров, вышитых на их нарядах, — подчеркивает Вера Киле. — Например, рыбки — это символ плодородия, а деревья ассоциируются с родами.

На костюмах участников «Сиуна» изображено солнце, в честь которого и назван коллектив. Напротив него — девушка, держащая в руках бубен. А настоящие бубны, к слову, пришлось заказывать с Камчатки, так как в Ачане нет мастера, который мог бы создать такие атрибуты, четко следуя всем правилам. Нанайские отличаются от других своей формой — они овальные. Издавна бубен был помощником нанайцев, так как отпугивал злых духов. Такое же значение у него и в танцах. Кроме того, раньше парень при помощи этого атрибута мог назначить свидание понравившейся девушке. Еще оберегали коренных народов и погремушки, их же использовали и в обрядах для лечения.

— У нас есть и сценические приметы, — отметила хореограф Вера Киле. — Перед каждым выступлением все 60 человек кладут руки на мою ладонь. Я с трудом их удерживаю. Потом говорим: «Гэ, тэдемэн!», то есть «Ни пуха, ни пера!», и идем выступать. 

В репертуаре «Сиуна» есть не только нанайские, но и чукотские, эвенские, эвенкийские, корякские, русские и еврейские танцы. Также коллектив исполняет чувственное танго и зажигательную румбу. Это вносит в ансамбль разнообразие, чтобы участникам было интересно ходить на занятия.

— Песни исполняем как на нанайском, так и на русском языках. Это позволяет детям, которые не очень хорошо владеют родным языком, понимать, о чем они поют. Взрослые у нас все хорошо владеют нанайским. Помимо традиционных песен, поем и современные на нашем языке. Их пишут поэты и композиторы из Хабаровска, — рассказывает Вера Альбертовна. — Но на каком бы языке мы ни пели, очень хорошо нас принимают именно иностранцы. Они много аплодируют, ведь мы для них в новинку. Такую самобытную культуру большинство видят впервые. Бывало, что наши выступления смотрели с открытым от удивления ртом.

Связи с бывшими участниками и руководителями коллектив поддерживает. К примеру, Лидия Алексеевна Киля долгое время танцевала в ансамбле «Сиун», а затем стала его хореографом. Сейчас она находится на заслуженном отдыхе и посещает выступления в качестве почетного гостя и консультанта. 

Лидия Киля
одна из первых участниц «Сиуна»

— Я занималась в коллективе с малых лет еще в селе Болонь. Многому обязана Любови Моисеевне Киле, которая научила меня традиционным нанайским танцам. За годы в ансамбле я и пела, и танцевала. Одним из любимых номеров был «Воронята», в котором родители защищают своих детей от налетевшего внезапно орла. Позже я стала балетмейстером коллектива. Люблю его, ведь наши номера красивые, пластичные, связаны с природой, прославляют ее. 

Помимо танцев и песен, в творческом багаже коллектива есть скороговорки на нанайском языке. Их Лидия Киля представила на юбилейном концерте «Сиуна» вместе с Ириной Гейкер. Всего же в концерт вошли 14 номеров. В честь собственного дня рождения коллектив очень постарался и подарил зрителям звонкие нанайские песни и яркие танцевальные рассказы. Завершил его «Танец предков», объединивший представителей четырех поколений.

Читайте также:

Подписывайтесь на наши социальные сети