Аист над Амуром
3 августа в Омми прошел очередной, 23-й по счету фестиваль творчества коренных малочисленных народов Севера «Аист над Амуром», приуроченный к юбилею села. Организатором события традиционно выступил отдел культуры и искусства администрации Амурского района при финансовой поддержке компании «Полиметалл».
Режиссер фестиваля Нина Гейкер вспоминает, как в 1990 году состоялся первый праздник коренных народов в Омми. У его истоков стояли Михаил Иголкин, Наталья Макарова, сестры Ходжер и нынешняя глава села Жарема Гаер. Председателем жюри в то время был легендарный Понгса Киле. Сородичи из Ачана, Джуена, Вознесенского и Омми встречались, чтобы поделиться опытом, посоревноваться между собой, и узнать, кому из них за год удалось превзойти свои результаты. Да и просто побыть вместе, увидеть родные лица, ведь нанаи едины не только духом и родством.
Вот и сегодня эта традиция не угасает, а даже набирает обороты. «Аист над Амуром» за долгие годы стал достоянием нашего района, а в этом году получил статус «Национальное событие — 2019».
Праздничное настроение чувствовалось уже на въезде в село. Улицы были украшены разноцветными флагами. С первого взгляда было ясно — здесь ждут дорогих гостей.
На большой праздник приехали делегации из Вознесенского, Джуена, Ачана, Амурска, а также гости из близлежащих поселений и городов.
В программу фестиваля вошли конкурсы в номинациях «Национальное жилище» и «Национальная кухня», конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства, дефиле современной и традиционной одежды с элементами национальной вышивки и, конечно, выступления артистов. В составе жюри были преподаватель художественной школы Жанна Леоненко, депутат села Ачан Лидия Ходжер, председатель общественной организации КМНС Полина Ходжер и директор школы села Болонь Ольга Митянина.
— Я приезжаю на этот фестиваль каждый год, и уже несколько лет являюсь членом жюри. Хочется отметить, что с каждым разом мастерство участников повышается, коллективы пополняются новыми артистами. Из фестиваля в фестиваль нам все сложнее оценивать мастеров. Люди плодотворно работают, несут свое искусство в массы и показывают, насколько наш народ талантлив, — поделилась Ольга Митянина.
Любовью к родной земле и ее самобытной культуре был наполнен фестиваль в Омми. Празднование началось с обряда очищения — прохода всех через тоннель из пучков тальника. Три кольца — три стадии очищения души. Цифра эта не является константой, главное, чтобы число колец было нечетным.
Участники делегаций устанавливали хомараны — летние жилища нанайцев, собранные из тальника ветвями вниз, чтобы в случае дождя вода стекала, не попадая внутрь. Рядом с каждым хомараном стояли деревянные сэвэны — хранители рода, добрые духи очага и охоты. В отличие от славянских ритуальных кукол, у сэвэнов есть лица, но нет рук: духи не работают, поэтому и руки им не нужны, говорят нанайцы. В самом жилище очень много орнаментов: ведь помимо сэвэнов в нанайской мифологии есть бусэу — злые духи, досаждающие людям на каждом шагу. Узоры мешают им проникнуть в хомаран.
На выставке декоративно-прикладного искусства можно было увидеть предметы национальной одежды и обуви, посуды, вышитые ковры, кукол, изделия из бересты, плетеную посуду. Умение обрабатывать мех и рыбью кожу, плести из тальника, шить и вышивать — все это нанаи впитывают, что называется, с молоком матери.
— Здесь представлена богатейшая коллекция мастеров амурского района. Их работы из рыбьей кожи, ровдуги, бересты и ткани известны всему миру, — рассказывает председатель общественной организации КМНС Полина Ходжер.
Чтобы как следует накормить дорогих гостей, на фестивале была развернута настоящая полевая кухня. Нанайские хозяюшки говорят, что количество блюд на столе должно быть обязательно нечетным. Посчитать блюда, нам, правда, не удалось, пришлось поверить на слово: уж очень богатой оказалась кухня нанайцев. Однако основа всех блюд одна — рыба, главная кормилица северных народов. Чего только из нее ни делают: кету тонкими ленточками нарезают для талы, обжаривают на костре большими кусками, жарят на шарабане, из сазана и толстолобика делают пельмени, варят уху, лепят фрикадельки.
— Настает новое время, и молодежь начинает понемногу беспокоиться о сохранении своего языка и своей культуры во всех ее проявлениях, — говорит житель Омми Александр Гаер. — Хотя мы и не делаем всего, что для этого нужно. В нас много русского. Я, например, люблю борщ.
— Блюда народа нани специфичны, но что мне больше всего нравится в них, так это питательность, легкость и польза для здоровья, — поделилась Оксана Баланова.
Большой интерес зрителей вызвало дефиле национальных костюмов. Смелые эксперименты модельеров, сочетающих традиционные элементы и современные формы, удивили и порадовали. Например, творческие коллективы «Хосикта» и «Амтака» через свои концертные наряды поведали гостям о том, что у каждого нанайского рода были свои тотемы-игдаха и даже гербы-килтан. Так, у рода Гаер тотемом был ворон, а у рода Киле-Киля («кочевые оленные люди») — олень, в знак того, что род пришел на Амур на оленях. Выходит, что раньше костюм был ярким маркером национальной принадлежности.
Узоры на одежде и обуви — не только для красоты, но и для защиты от темных сил. По словам мастеров, изготовление костюма — дело непростое, и дело даже не в красоте и сложности пошива, а в деталях, продуманных до мелочей. Работа эта кропотливая и занимает не один день, а то и месяц. Рыбья кожа обрабатывается на специальном станке, сделанном вручную. Орнаменты вырезаются и обшиваются гладью, которая добавляет рисунку объем. Интересен орнамент «плетенка»: одинаковой ширины полоски переплетаются между собой в основном и уточном направлениях, создавая клетчатый рисунок. С его помощью оформляют горловину, низ рукавов и подол халата — самые уязвимые для злых духов места.
Особое, трепетное отношение у нанаев к свадебным нарядам. В последние десятилетия свадебные халаты шьют, как правило, из шелка, но еще в начале XX века их изготавливали из рыбьей кожи. И сейчас на халатах есть орнамент из соприкасающихся друг с другом крупных полукружий, который символизирует рыбью чешую. Это панцирь, защищающий девушку от злых духов, что нередко норовят напасть исподтишка.
Не менее заботливо украшается и свадебное одеяние жениха. Ярким, красочным орнаментом покрывается весь костюм. Раньше мать и сестры заблаговременно, прилагая все свои умения, готовили детали орнамента к наряду сына и брата. Они нашивали их на шелковый короткий халат с разрезами по бокам, выделяя и подчеркивая красоту узоров умело подобранными узенькими кантами и разными по ширине полосками из однотонных цветных тканей. Не менее нарядными были и ноговицы, и богато украшенный широкий праздничный пояс. Шапка с вышитым верхом и унты с меховой мозаикой довершали убранство жениха.
— В этих завитках заключается глубокий сакральный смысл — знание о Вселенной и мироздании. Спинка халата — как тайная книга, в которой есть информация о верхнем, среднем и нижнем мирах, о сотворении земли и всего сущего. И обязательно — мировое древо с драконами, рыбами, птицами, змеями. Это не просто красиво, возможность для потомков прикоснуться к памяти своего рода, — рассказывает костюмер национального центра «Эрген» Елена Киля.
Красоту форм и линий национальной одежды усиливала красота движений. Многие ансамбли выступали в тот день на сцене фестиваля: народный фольклорный песенно-танцевальный ансамбль «Сиун», образцовый детский ансамбль «Тасима», хозяева праздника — творческие коллективы «Хосикта» и «Амтака» и другие.
По словам директора национального центра культуры села Омми «Эрген» Екатерины Киля, каждое движение в национальном танце несет свою символику, делая танец живым и осознанным. Волнообразные движения сложенных ладошек олицетворяют плывущую по воде рыбу, широкие движения рук — качающиеся на ветру ветви дерева, резкие движения с поворотами головы — охотника, выслеживающего добычу. Ничего не нужно придумывать: все, что стоит воспеть, о чем стоит станцевать, находится вокруг нас.
Яркая, насыщенная программа еще раз показала, что культурные традиции малочисленных народов Приамурья не угасли, а, напротив, с каждым годом получают новое развитие.
В конце фестиваля после церемонии награждения участников яркую точку в небе поставил праздничный фейерверк. И в этот момент, несмотря на множество радостных, улыбающихся лиц вокруг, стало немного грустно — наверное, так всегда бывает, когда день рождения подходит к концу. Но настоящего повода для грусти нет, ведь мы обязательно встретимся в следующем году.