На Ивана на Купала красна девица гадала
Ярко, самобытно и очень энергично отметили в Амурске славянский праздник Ивана Купалы. Плели венки, совершали обряды, водили хороводы — встретили вершину лета так же, как ее встречали наши предки.
Праздник, который прошел 6 июля в Амурске, получился по-настоящему семейным, ведь на него пришли все от мала до велика — мамы, папы, бабушки и дедушки с внуками. Многие постарались одеться соответственно — никаких джинсов, мужчины в брюках и рубахах, а женщины в платьях. Такое мероприятие проходит в Амурске уже второй раз и обещает стать традиционным.
— В прошлом году празднование Ивана Купалы состоялось в рамках книжного семейного клуба «Славянская радуга», на который мы выиграли субсидии Амурского района. Собственно, для его участников и затевалось мероприятие. А в итоге народу пришло в два раза больше, чем было в клубе. Оказалось, интерес к народной культуре у амурчан большой. А значит, праздник будет традиционным, ежегодным. В этом году к нам присоединилось объединение «Русичи» с хороводной программой. Мы объединили наши знания и получилось очень круто!
Конечно же, какой Иван Купала без венков из живых цветов? Праздник начался с мастер-класса по плетению венков. Провела его Маргарита Кирвалидзе, руководитель кружка «Амурские мастерицы». Она же заготовила цветочный материал и рассказала, что случайных растений в купальном венке не бывает.
— В веночке, который плетется на Ивана Купалу, должно быть 12 трав. Если девушка хочет встретить суженого и выйти замуж, в венок обязательно нужно вплести мальву. К сожалению, она у нас еще не расцвела. В нашем разнотравье присутствуют ромашка, дикий горошек, одуванчики, розовый клевер и даже укроп. Он не только делает венок душистым, но и придает ему ажурность. Сквозь него просвечивает солнце, что очень красиво смотрится на фотографиях.
Венки увлеченно плели не только девушки, женщины и бабушки, но и двое дедушек. Оба рассказали, что умеют делать это с малых лет, так как детство прошло в деревне. А детишек очень заинтересовала возможность своими руками изготовить магический талисман — обережную куклу. Этот мастер-класс проводила Валентина Денисова.
— Обережные куклы стали важной частью русской культуры в стародавнее время. Наши предки верили в то, что берегини помогают человеку в его переломные моменты жизни, берегут детей от болезней, хранят семью и домашний очаг. Куклы создавали только женщины и по особым правилам: ножницы и иголки не использовали, лиц куклам не рисовали, чтобы в них не вселился злой дух. Куклы-берегини — часть русской культуры, со своей эстетикой и архетипичными смыслами.
Пока малыши увлеченно создавали свои обереги, взрослые доплели венки и были готовы встречать главного героя праздника — солнечного летнего бога Ивана Купалу. Он появился вместе с еще одной славянской богиней Костромой. Ведущая праздника встретила их, как полагается, с хлебом и солью. Угощение отведали и все гости. После этого началась самая интересная часть праздника.
Сначала Купала провел тройной обряд очищения. Каждый желающий мог очиститься сначала огнем, потом после прохождения банного ряда, где участника похлопывали вениками из папоротника, его посыпали пшеницей на счастье.
После этого молодой бог закружил-завертел всех в безудержном хороводе. Не давая опомниться, разбил на пары, показал, как надо танцевать, а после перемешал всех и велел искать новую пару, приговаривая:
«Я по горенке иду,
Друга я себе ищу,
Вот ты, вот я,
Вот компания моя!»
А потом сразу снова хоровод. Оказывается, их бывает множество видов, а не только тот, что мы водили в детстве вокруг елочки. Есть хороводы круговые с движением «по солнцу» и «против солнца» и некруговые с движением цепочкой или спиралью. Также есть орнаментальные — плясовые, а есть игровые. Всем очень понравилась игра «Золотые ворота», суть которой в том, что внутри широкого круга хоровода ходит узкий круг. Его участники высоко поднимают руки, а внешний круг цепочкой проходит сквозь узкий под присказку:
Золотые ворота,
Проходите, господа,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз пропустим вас.
На последних словах руки опускаются, и те, кто не успел покинуть узкий круг, присоединяются к нему. Игра повторяется до тех пор, пока все участники не окажутся в одном общем круге.
Еще гости играли в ручейки, но опять же не в простые, а с элементами танца и хоровода. Кто-то не выдерживал такого ритма и присаживался отдыхать. А кто-то не пропустил ни одного танца и игры.
— Я в первый раз участвую, и мне очень нравится! Усталость? Нет, наоборот, я хоть и ни разу не присела за полчаса, а чувствую небывалый прилив энергии!
— Очень веселый праздник, с удовольствием участвую уже второй раз. Хотелось бы, чтобы в городе почаще проводили такие мероприятия! Большое спасибо организаторам за проделанный труд и подаренное отличное настроение.
В это время подоспел чай, да не простой, а из самого настоящего тульского самовара, вскипяченный на еловых шишках. Он уже тоже стал традиционным — семья Ольги и Владимира Тен и в прошлом году обеспечила гостей самым вкусным и ароматным чаем. В чем его секрет?
— Даже не знаю, — пожимает плечами Владимир. — Может, дело в воде, заварке или дымке, а может, просто на природе все вкуснее. Сосновые шишки нам присылают из Сибири, там они очень смолянистые. Самовар нам достался от прапрапрадеда жены. Был он не в лучшем состоянии — грязный, разбитый. Мы его восстановили и теперь активно используем.
Пока гости праздника пили чай, сам Иван Купала, по совместительству руководитель славянского клуба «Русичи», Андрей Чупин рассказал о магии хороводов.
— Хоровод — это не просто танец. Он олицетворяет все космические элементы, элементы создания всего живого. Наши предки это знали и, повторяя эти движения, наполнялись энергией, очищались, лечились. В нашей группе мы возрождаем славянскую культуру, какой исконно она была на самом деле. Может быть, конечно, не все знания дошли до нас, какие-то глубинные утеряны без возврата, но мы стараемся из разных источников восполнить опыт предков.
После чаепития участники праздника отправились на берег Амура, где опустили свои венки в воду. Издревле по тому, как поплывет венок, девушки узнавали свою судьбу: кто суженого встретит, кто свадьбу сыграет, а кто еще годик в девицах посидит.
Также в воду отправилось и чучело Ивана Купалы, унося с собой все плохое и недоброе, что накопилось, оставляя только свет, добро и принося очищение.