Письмо в редакцию
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится хорошей новостью
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится событием
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится своей историей
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Предложить героя
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Добавить отзыв о месте
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Сообщение об ошибке
 / 
проАмурск МЕСТА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ проАмурск
3 °C
Помощник, психолог и друг
Фото — Екатерина Касаткина
Люди
16:44, 9 июня 2020

Помощник, психолог и друг

И хлеб купит, и в комнате приберет, и выслушает: социальный работник Ирина Мироненко уже больше 5 лет — долгожданная гостья в домах одиноких пенсионеров. Мы попросили ее рассказать о своей нелегкой, но такой нужной работе.

— Ирина, вы коренная амурчанка?

— Нет, я из Казахстана. В Амурск приехала в 1986-м, во втором классе. Сначала мы с мамой подались в поселок Новобурейский Амурской области. Ехали в поисках лучшей жизни. Потом узнали, что есть молодой перспективный город Амурск и решили туда перебраться. Меня сразу пристроили во второй класс в четвертой школе. Потом я пошла в училище № 35 на специальность «закройщик-портной». Получив диплом, поступила в Хабаровский технологический колледж. Училась хорошо, была активисткой, председателем совета общежития, старостой. После колледжа осталась жить в Хабаровске. Перспективы были хорошие — меня сразу взяли на работу в Дом моделей «Арта».

Как дальше складывалась ваша жизнь?

— Работа мне нравилась. Дела шли хорошо — в нашей одежде ходил весь Дальний Восток. Но в конце 90-х дом моделей обанкротился. Поехала я в Амурск, к маме. Начала искать работу. По специальности устроиться не смогла, встала на учет в Центре занятости, отучилась на парикмахера. Тут мне говорят: в парикмахерской соцзащиты есть место. Я подумала — а что, буду пока бабушек стричь. Парикмахерская оказалась светлой, просторной.

С клиентками мы сразу общий язык нашли. Я старалась с каждой поболтать, поднять настроение. Потом начальство говорит: надо же, сколько людей к нам стало приходить. Так ведь сарафанное радио — лучшая реклама.

— А вам самой эта работа нравилась?

— Сначала страшно было что-нибудь не так сделать, расстроить человека. Потом одну бабушку подстригла, другую, потихоньку освоилась. Тут приходит клиентка, и я вижу — с волосами все плохо. Начинаю стричь, делаю все по технологии, а лучше не становится. Она смотрит в зеркало и говорит: «Ты что со мной сделала?» У меня в глазах потемнело. Но я взяла себя в руки и сказала: «Знаете, вам надо покраситься». Покрасила ее, феном уложила. Она довольная ушла. А я порадовалась, что смогла угодить.

— Как долго вы работали парикмахером?

— Два года. Потом вышла замуж, родила ребенка. В 2015-м декрет закончился, нужно было искать работу. Я решила попробовать что-то новое и устроилась соцработником.

Ирина Мироненко с сыном

— Помните свой первый рабочий день?

— Конечно. Это было 1 сентября. Я отвела сына в школу и пошла на работу. У меня было такое чувство, что мне доверили что-то большое и важное. Предыдущий соцработник оставила мне записную книжку с отметками о каждом из подопечных. Я все внимательно прочитала и приступила. Обзванивала людей, принимала заявки, ходила по магазинам.

Оказалось, даже купить молоко для незнакомого человека трудно. Перезванивала, уточняла, какой жирности оно должно быть. Так у меня первый день и прошел.

Из чего сейчас складывается ваша работа?

— Это зависит от тех людей, которые сегодня стоят в моем графике. Когда человек обращается к нам за помощью, мы выясняем, в чем он нуждается, какая степень утраты к самообслуживанию. Составляем индивидуальную программу услуг. В нее входят, например, покупка и доставка продуктов, уборка, оплата коммунальных услуг, отправка писем родственникам, контроль артериального давления, приготовление пищи, и, если человек сам не может есть, — кормление.

— Как проходит ваше знакомство с новыми подопечными?

— Всегда по-разному. Заходишь, здороваешься... Одни бабушки говорят: «Ой, как приятно, теперь будем работать с вами!». Другие грустят, вспоминая предыдущего соцработника. Бывает неловко, страшно, что не понравишься. Но потом узнаешь человека ближе, и вот вы уже подружились.

Пожилые люди очень добрые, их легко расположить к себе. За несколько лет мы, соцработники, становимся для них как родные. Кто-то меня еще зовет Ириной Николаевной, а кто-то — просто Ирочкой.

Мне нравится общаться с подопечными, поднимать им настроение. Вот бабушка сидит грустная, не хочет разговаривать.

Говорю: «Может, вам мороженое купить?» Она: «Да не хочу я мороженое». Я: «На улице погода хорошая, может, погуляем?» Тоже никак. А потом выясняется, что ее соседка обидела. Проявишь искреннее участие — и человек потихоньку разговорится, оттает.

Или вот живет пара старичков, а потом один уходит. Второй скучает, замыкается в себе. Стараешься его развеселить, угостить чем-нибудь. Дома испечешь пирог, принесешь: «Будете?». Вздыхает: «Давай… О, давно я такого пирога не ел!». И ему уже немного лучше.

— И все-таки, каждый день вы приходите в разные дома, к разным людям. Как вы готовитесь к встрече с ними?

— Бывает, идешь, и не знаешь, что тебя там ожидает. Заходишь, оцениваешь настроение подопечного. Если что, стараешься подбодрить — «Давайте вам причесочку сделаем?». Причешу, пару комплиментов сделаю, смотрю — ага, вроде уже улыбается. Давление померишь. «Таблеточки пили?» «Нет, не пила…» «Чайку хотите?». На кухню сбегаешь, чай заваришь… Смотришь, бабушка повеселела, что-то тебе рассказывает, щебечет.

Они вообще очень рады, когда мы к ним приходим. Говорят, мол, хорошо, что создали эту службу.

— То есть, вы и повар, и помощница по хозяйству, и психолог, и медик в одном лице?

— Можно и так сказать. Мы делаем все. Например, бабушка говорит: «Что-то мы с тобой давненько шторы не стирали». Прекрасно! На следующий раз я уже планирую эту работу. Если подопечному нравится борщ, я могу варить его хоть два месяца каждое посещение. Хочет горохового супа? Значит, перед следующим визитом я куплю все, что нужно, и приготовлю. В плане покупок учитываю все пожелания. Если просят: «Творог купи двухпроцентный, обязательно в таком-то магазине», там и покупаю. Уже знаю, что кому брать и где.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть хороший соцработник?

— Быть честным перед собой и другими, ответственным, трудолюбивым. Тонко чувствовать состояние своих подопечных. Вот вчера мне бабушка звонит: «Ирочка, не знаю, что и делать — тонометр сломался». У меня в голове мгновенно выстроился план действий: как проверить прибор, где починить. Нужно стараться в любой ситуации быть полезной.

— Вас как-то дополнительно обучают?

— Конечно. Можно подать заявку на дистанционное обучение, повысить квалификацию. Соцработнику нужно много всего уметь. Например, оказывать первую помощь, определять начальные признаки инсульта. Это может спасти жизнь.

— Как проходит ваша работа во время пандемии?

— Принимаем все меры предосторожности: маски, перчатки, обработка рук. Во время визитов стараемся не касаться подопечных, соблюдать дистанцию. Вечером звоним: «Как вы себя чувствуете? Не появился ли кашель?» У стариков много сопутствующих заболеваний — сердце, артрозы. Следим за состоянием, если что, врачей вызываем. Но пока все хорошо.

— Сколько времени уходит на работу с одним человеком?

— Зависит от того, что ему нужно. У каждой услуги есть примерный временной лимит. Например, покупка и доставка продуктов — это 35 минут, выполнение гигиенических процедур — 90 минут. Я стараюсь уложиться в эти рамки, чтобы все успеть.

— Я знаю, что кроме пожилых вы работаете и с людьми с ограниченными возможностями здоровья. К ним нужен другой подход?

— Нет, все точно так же. Работаем по графику, составляем индивидуальный список услуг. Мы — их руки, делаем все, что они не могут — чистим картошку, открываем банки.

Ирина с подопечными на празднике

— Откуда у вас желание быть полезной, помогать людям?

— Я никогда не могла пройти мимо человека, которому требуется помощь. Даже если пьяный лежит, — все равно подойду, посмотрю, позвоню в скорую. Не понимаю, когда отвечают: «Ой, мы уже много раз к нему выезжали, пусть проспится». А вдруг у него приступ? Люди часто говорят, мол, не делай добра — не получишь зла. Но я всегда отвечаю: «Главное, чтобы моя совесть была чиста».

Читайте также:

Подписывайтесь на наши социальные сети