Магия русского народного костюма
В прошедшее воскресенье в центральной межпоселенческой библиотеке им. К.Р. Выборова прошла подиум-экскурсия. Амурчанки в качестве моделей демонстрировали образы русских женщин прошлых столетий. Всего было представлено десять народных костюмов представительниц северных и южных губерний России середины XIX века. Все наряды изготовлены амурской мастерицей Татьяной Бабенко.
Что отличало донскую казачку от уральской, а белгородскую красавицу от девушек из других губерний России? Если вы скажете «одежда», то окажетесь совершенно правы. Именно русский национальный костюм еще несколько столетий назад считался своеобразным паспортом женщины. Вышитый узор, цветовая гамма, головной убор, элементы, из которых состоит одежда, — все это могло многое рассказать о своей владелице: о ее местожительстве, возрасте и семейном положении. Основываясь на исторических данных, амурчанка Татьяна Бабенко пошила для народных ансамблей города множество сценических костюмов. За двадцать пять лет в коллекции мастерицы собрались наряды московской девушки на выданье, замужней тульской барышни и других представительниц северных и южных регионов Российской империи середины XIX века. Большую часть этих образов она представила гостям районной библиотеки в виде подиум-экскурсии.
— Наша задача сохранять русские традиции и не утерять связь поколений. Поэтому совместно с центральной районной библиотекой мы решили рассказать амурчанам об истории народного костюма. Вниманию гостей представлены десять сценических нарядов из моей личной коллекции. Это не точные копии старинной одежды, но они выполнены по образцу и подобию тех, что бытовали в Российской империи, примерно в 1850 году. Все наряды разные. Потому как в каждой губернии и даже уезде у девушек и женщин был свой костюм. Особенно разнообразием отличались головные уборы. Если красавица приходила на московскую ярмарку, сразу можно было понять, из какого региона она приехала, замужем ли она и многое другое. Будничная и праздничная одежда тоже имели различия. Но в целом русский костюм можно разделить на две большие группы: севернорусский — сарафанный комплекс, и южнорусский — на основе рубахи и юбки-понёвы.
В качестве моделей выступали амурчанки разного возраста. Одна за другой они дефилировали по импровизированному подиуму и старалась продемонстрировать свой наряд во всей красе. Глаз не оторвать. Артистки настолько вжились в образы, что складывалось впечатление, будто все эти красавицы попали на мероприятие прямиком из прошлого.
— Когда надеваешь сарафан и головной убор, происходит какая-то магия. Спина сразу выпрямляется, подбородок поднят, чувствуешь защищенность и ощущаешь себя настоящей русской красавицей. Очень жаль, что традиция носить такую одежду до наших дней не сохранилась и мы можем ее увидеть только на артистах. Но даже посредством подобных мероприятий можно дать подрастающему поколению хоть немного представления о том, как выглядел русский народный костюм наших предков. И тем самым обратить внимание на то, что девушки и женщины выглядят, как истинные леди.
Каждое дефиле сопровождалось интересным рассказом о представленном образе. Вот по подиуму идет молодая красавица в синем сарафане и жемчугах. Это и является отличительной особенностью северорусского костюма. Коса заплетена, голову украшает нёнокская повязка — праздничный девичий головной убор, который носили незамужние девушки Архангельской губернии. Красные же сарафаны носили преимущественно в центральной части России — Москве и Московской области. Образ дополняет епанечка — короткая расклешенная кофточка без рукавов, которую надевали поверх сарафана.
— Самым нарядным и богатым головным убором в XIX веке являлся венец. Такое название он получил из-за своей формы. Поверхность венца украшалась золотным шитьем, жемчугом, камнями, перламутром, блестками. Поэтому девичий убор использовали в основном для венчания в церкви. В некоторых губерниях его называли еще коруной, так как девушка в нем выглядела как царевна, — рассказывает гостям мероприятия Татьяна Бабенко. — После венчания девушка либо пришивала к венцу сзади накидку и тогда могла носить его до рождения первого ребенка, либо вообще снимала и надевала головной убор замужней женщины. В каждом регионе он был свой. В центральных и северных — кокошник, а в южных — кичка, сорока и другие.
На сцену в образах замужних женщин выходят следующие модели. Они также в нарядах характерных для северных регионов. Наталья представляет Кострому, а Ирина — Вологду. По праздникам епанечку сменяла душегрея, а зимой костюм русской женщины дополнял еще один традиционный элемент гардероба — шугай. Они также бывали будничными и праздничными.
Настал черед южнорусского костюма. Отличительной особенностью этой одежды является юбка-понёва и передник. Рубаху и пояс-кушак зачастую украшала разнообразная вышивка, которая придавала наряду праздничность и не только. По орнаменту можно было определить, например, сколько у женщины детей. Рисунки в виде лошадок символизировали сыновей, а птички — дочерей. Кроме того, узоры являлись еще оберегом и пожеланием чего-то хорошего для своей семьи. Дерево — символ долгой жизни и единства рода, конь — доброты и домашнего очага. В яркой цветовой гамме одевались только девушки детородного возраста, старшие же женщины выбирали в одежде более сдержанные краски, а к старости и вовсе придерживались белого цвета. Головные уборы южнорусских женщин тоже были разнообразными — сорока, кичка рогатая и копытообразная.
— В Белгородской области характерным элементом одежды являлся фартук — запон. Он считался символом женского начала и плодородия. Поэтому носить запон могла только замужняя женщина. Зачастую на передник матери или бабушки также укладывали новорожденного, чтобы он долго жил и был здоровым, — отметила Татьяна Бабенко.
Завершила показ Ольга Гаврилова в женском костюме Тульской губернии. Затем все гости дружно водили хоровод и играли в русские народные игры.