Магия нанайского узора
На минувшей неделе отмечался День коренных народов мира — праздник, посвященный людям, из поколения в поколение передающим свою самобытную культуру и искусство. В Амурске уже более полувека проживает мастерица Маргарита Рогачева, представительница нанайского этноса. Около двух десятков лет она обучает всех желающих секретам национальных узоров.
В течение долгого времени Маргарита Рогачева руководила студией национального творчества «Амурские узоры», в которой учила изготавливать одежду, обувь и предметы декоративно-прикладного искусства, рассказывала о традициях в узорах у коренных народов Севера.
— Расскажите, как и у кого вы учились мастерству?
— Родом я из Нанайского района, села Дада, род мой — Бельды. С 1969 года живу в Амурске. Меня учила соседка-мастерица, нанаечка баба Груня Бельды. Она владела ремеслом и много вышивала. Тогда мне уже было около 25 лет. Я стала интересоваться мастерством, ходила к ней домой и прямо уговаривала, чтобы она меня учила. В итоге эта учеба продлилась больше 20 лет. Мастерство пришло не сразу, и первое панно, которое я вышила, баба Груня оценила на двойку. Потом опять я получила неудовлетворительную оценку. И так продолжалось не один год. Но желания бросить и перестать учиться у меня не было. Наоборот, я стала ходить к ней еще больше, потому что бабушка начала показывать мне многие важные моменты, например как правильно держать иголку, брать ткань. Есть некоторые приемы, которыми обязательно нужно овладеть. Казалось бы, в них ничего сложного. Но новую иголку нужно ставить на расстоянии в миллиметр от предыдущей. Это много кропотливого труда, и это мне так нравилось! В результате за три года я сшила панно, и баба Груня наконец-то поставила мне пятерку. Интересовали меня не только ковры и одежда, но и украшения. О них я тоже узнала много интересного.
— Какие украшения раньше использовались нанайцами?
— Женщины традиционно носили серебро. Чем больше его было, тем она считалась богаче. У женщин были праздничные большие серьги. В них могли добавлять камни: янтарь, топаз или полудрагоценные. Такая вещь считалась очень дорогой. Для украшений использовали и перламутровое дно речной ракушки. Выглядело это очень эффектно. Нанайцы использовали преимущественно серебро, так как золота раньше было мало, ведь оно было дорогим.
— Различалась ли чем-то праздничная и повседневная одежда?
— Одежда различалась не только по праздникам и будням, но и по временам года. Например, существовали весенние халаты, летние, совсем легкие, подходившие для жаркой погоды. Зимние были стеганы ватой. В них делали подклады. Все было ручной работы.
Праздничные наряды украшались яркой вышивкой, часто зеленого цвета. Пользовались популярностью и такие цвета, как коричневый и желтый. Баба Груня учила меня выдерживать старинные цвета, которые произвела сама природа. Например, цвет засохшей травы. У него очень глубокий оттенок. Цвета достигали благодаря цветным нитям мулине. Они раньше были дефицитными, их экономили. У меня и сейчас есть изделия, которые я вышиваю в одну нить. Это миллиметровая работа. Для праздничной одежды применяли китайскую парчу. А повседневная была ситцевая, бязевая. На ней размещали меньше узоров, и обработка была проще. Узор и вовсе могли заменить красивой тканью.
Раньше, если у мужчины богатая вышивка на одежде, то сразу было ясно, что его жена — мастерица. Узоры передавались из поколения в поколение. Нельзя было отдавать представителям других родов. Поэтому по одежде можно было узнать фамилию человека. Узоры, соответствующие родам, сохранились и в наши дни.
— Расскажите о студии «Амурские узоры», которой вы руководили много лет.
— У нас был подиум, на котором мы демонстрировали созданную в нашей студии стилизованную национальную одежду. Это современные наряды с элементами традиционной нанайской вышивки. Образы я придумывала сама. У нас были и классические коллекции стилизованной одежды, и авангардные. Подобная подиумная работа сейчас идет во всех селах Амурского муниципального района. В этом году мы провели дефиле в Амурске на фестивале творчества народов Севера «Аист над Амуром».
Кроме того, на базе студии в Амурске работал кружок вышивания для взрослых. Там учились вышивать и вырезать национальные узоры. По своей основной работе я парикмахер, а кружок был для меня дополнительной занятостью.
— А чем вы сейчас занимаетесь?
— Я вышиваю и создаю изделия из рыбьей кожи. Было время, когда я работала в студии в Амурске и приглашала мастеров, работающих с этим материалом, и они проводили для нас мастер-классы. А сейчас я работаю с кетой. Ее кожа имеет много разных оттенков. Шью одежду. Для национальных халатов стараюсь использовать парчу или похожую по плотности ткань. При этом она должна быть в меру легкая. Для праздничных халатов подходят рельефные ткани, например полушелка. Все делается вручную. Оставляется место для узора, который наносится по специальному трафарету. Он приклеивается к халату при помощи специального рыбьего клея. Затем делается вышивка.
— Расскажите о символах, которые используют в узорах.
— Традиционно в узорах используются такие образы, как птицы, бабочки, лягушки, ящерицы, рыбы, черепахи, а также несколько видов драконов. Есть символы, которые применяли для защиты человека от злых духов, — ящерицы, лягушки, черепахи. Их можно было увидеть у шаманов на фартуках. Черепашка вместе с тем могла символизировать богатство, долголетие, здоровье. Бабочки были символами женской красоты, плодородия и мудрости. На одной из моих работ можно увидеть бабочку с узорами в виде ликов. Птицы ассоциируются с улетающими душами предков.
— Когда создаю свои работы, не перестаю удивляться той мудрости, которую помещали в символы и узоры наши предки. Везде у них взаимодействие с природой.
— Расскажите об основных инструментах. Есть ли среди них те, с которыми работали ваши предки?
— Все инструменты современные, однако сделаны в соответствии с традициями предков. Есть и особенные, для обработки рыбьей кожи. Один станок похож на пасть крокодила с зубами сверху и снизу, между которыми помещается кожа. Мнешь ее, и этим избавляешься от твердости. Другой инструмент напоминает бревнышко с ямочками. Мастер садился на пол, две ноги ставил прямо в этот инструмент, в руки брал деревянный топорик округленной формы и долбил по рыбьей коже, периодически ее переворачивая. Оригинальные инструменты можно увидеть у нас в Краеведческом музее.
От предков у меня остались изделия. Дома хранится мамин халат и сделанные ее руками ковер и дорожка. До сих пор удивляюсь, как она смогла все это сотворить своими руками, без помощи станков. Четырехмиллиметровая тесьма прошита с обеих сторон, и на ней положен узор. Это что-то невероятное.
В настоящее время Маргарита Рогачева является участницей национальных фестивалей культуры коренных народов Севера. По ее словам, сейчас в этой области в селах наблюдается подъем благодаря финансовой поддержке предприятий, среди которых и компания «Полиметалл». В школах разработаны педагогические программы по родному языку, развиваются национальные виды спорта. Команда Амурского муниципального района регулярно участвует в краевых соревнованиях. Развивается и декоративно-прикладное творчество. Например, мастерицы из национальных сел в этом году провели мастер-классы на выставке «Россия» на ВДНХ. Внимание к культуре коренных народов помогает передавать знания молодежи, которая активно участвует в праздниках, а творческие коллективы выступают на площадках Москвы и Санкт-Петербурга, покоряют Китай и другие страны.