Cоветский автопром на полке шкафа
Коллекционирование — один из самых популярных видов хобби. Амурчанин Валерий Зубарев коллекционирует миниатюрные модели автомобилей. В его автопарке более 70 экземпляров, у каждого из которых своя неповторимая история. Он поделился с нами тем, как хобби перешло в страсть, рассказал о содержимом его мини-гаража и озвучил примерную стоимость всей коллекции.
— Валерий, откуда у вас такая любовь к автомобилям?
— Тяга к автомобилям началась с детства. Отец работал водителем в ПАТП, часто брал меня с собой на работу. До нее мы добирались на дежурном пазике, после чего пересаживались на его рабочий ЗИЛ-130 и на нем ехали в детский сад. Это была наша с отцом традиция. Вместо того, чтобы поспать лишний часок я предпочитал кататься по городу. А бывали дни, когда сад не работал, и я весь день катался с отцом в разные близлежащие деревни и соседний Комсомольск-на-Амуре. Папа усаживал меня рядом с собой, а я наблюдал за тем, как он управляет автомобилем. Даже повторял за ним движения.
Было большой удачей, если мы ехали на хлебозавод и фабрику мороженого, где меня всегда угощали. Думаю, что тогда-то у меня и появилась мечта связать свою жизнь с авто. Как только мне стукнуло 18 лет я пошел учиться в автошколу, где получил навык вождения «жигулей» и ЗИЛ-130. Образование у меня тоже соответствующее — автомеханик. Хотел не только научится управлять грузовыми машинами, но и лучше понимать их устройство. Потом я начал работать автослесарем на ПАТП. Занимался ремонтом наших раритетов. Теперь просто жизни не представляю без машины. Сейчас работаю на грузоперевозках, иногда берусь за ремонты.
— А с чего началась ваша коллекция?
— Первые в СССР модели увидел у кого-то в гостях, а потом еще у одноклассника. Загорелся. Начал искать. Читал старые журналы «За рулем», где было много статей про модели. Интернета не было, поэтому искал по магазинам, в том числе и детским. Наконец нашел магазин, где купил свой первый «москвич-403». Точно на таком же я в детстве катался по деревне с родственниками. Пока учился в школе, коллекция росла. У меня было трое одноклассников, увлеченных этим делом. Друг с другом мы делились находками и новыми знаниями. Могли часами говорить о моделях. А потом школа кончилась, все разъехались. И мое хобби чуть поутихло. Я купил свой первый автомобиль ВАЗ-2101 красного цвета и все время пропадал с ним. Так коллекция ушла на второй план. И только через восемь лет, когда я случайно увидел журнал с моделью трактора, у меня снова вспыхнуло желание собирать.
— Вы избирательны при покупке модели или берете все подряд?
— У меня строгий отбор. Стараюсь отдавать предпочтение исключительно моделям, с которыми сталкивался в реальной жизни, на чем ездил. Чаще всего это авто времен СССР.
— Масштаб моделей у всех одинаковый?
— Да, в основном масштаб моделей самый ходовой, классический — 1:43. Еще есть модели в более крупном масштабе — 1:18 и 1:24. Для них и места нужно больше, и стоимость будет выше. Масштаб 1:43 удобен в размещении, позволяет наглядно представить автомобиль.
— Есть у вас в коллекции модель с какой-то интересной историей?
— В 18 лет у меня в коллекции появилась первая машина «Жигули» ВАЗ-2101 красная. Я купил модель такого же авто другого цвета, перекрасил ее и переделал полностью под ту, на которой ездил. Сейчас она для меня является очень ценной. У меня немало грузовых машин, на многих из которых я сам успел поработать. Эти гиганты строили города, железные дороги. У каждой есть своя история. И для меня важно, что их модели у меня есть.
— Что еще имеется в вашем мини-автопарке?
— Есть легковые автомобили из СССР — «волги», «победы», «запорожцы», «нива» и, конечно, УАЗ. Также я иногда беру модели японской техники, все-таки живу на Дальнем Востоке. Еще есть у меня один лесовоз Komatsu. Он был выпущен в 1970–1980-х годах в Японии специально для Дальнего Востока. Помню, как полностью самостоятельно сделал его модель, потому что их еще не продавали. Сейчас технологии изготовления моделей далеко шагнули, используются 3D-сканеры, 3D-моделирование. Но самые первые советские модели обладают своей харизмой, исторической достоверностью. Для того времени это был шик, особенно «волги», в которых открывалось все — двери, капот, багажник. Даже двигатель был проработан и подвесочка с амортизаторами. Сейчас такое редко можно встретить.
— Сколько вообще у вас машинок в коллекции?
— Всего 77 штук, последние недели я в ожидании 78-й.
— Думаю, по стоимости, как неплохой автомобиль.
— Что для вас значит ваша коллекция? Образ жизни? Страсть? Инвестиции?
— Это духовная разрядка от насущных проблем. Читая журнал и рассматривая модель, я часто вспоминаю прошлое: подвиги людей, покорявших север и нашу тайгу, строивших страну на этих машинах. Меня это очень наполняет и восхищает.
— Вы согласны с тем, что коллекционирование — это болезнь?
— Моделизмом я точно болен. Могу часами сравнивать модель и оригинал, рассматривать узлы и агрегаты, разбираться в деталях. Все это очень увлекательно. Сейчас у меня есть цель собрать большую коллекцию строительных машин из СССР. А еще хотелось бы сконструировать макет города или строительства завода.
— У нас в городе есть сообщество коллекционеров. Вы в него входите?
— Нет, но общаюсь с людьми, состоящими в тематических группах социальных сетей. Там у нас свой мир. Кто-то разрабатывает детали, кто-то на 3D-принтере их распечатывает, кто-то выступает как инженер-разработчик. Все вместе мы создаем модель.
— Где располагается ваша коллекция?
— Она находится на специальных полочках. В «Тетрис» я тут уже давно играю — ужимаюсь, переставляю модели. Уборкой занимаюсь нечасто, потому что это хлопотное дело: нужно достать каждую модель, кисточкой смахнуть с нее пыль, обтереть полки. Важно еще ничего не сломать — машины стоят плотно, а в них есть много мелких деталей. Поэтому делаю все сам, даже жене не доверяю.
— Как к вашему увлечению относятся родные?
— Родные относятся положительно, поддерживают. Супруга никогда не задается вопросом, что дарить на праздники, а дочь воспринимает мои модели как игрушки. Перед ней я не могу устоять и иногда ненадолго даю ей поиграть. Это уже стало своего рода традицией. А больше я никому стараюсь не давать машины в руки.
— А есть модель, которой у вас нет, но очень хочется?
— Да. Хотел бы я приобрести модель Toyota Crown с 131-м кузовом в масштабе 1:43, выпущенную в Японии. Модель очень редкая и пока мне нигде не попадалась. Но я не теряю надежды.