В детском мире
Сегодня свой профессиональный праздник отмечают педагоги и работники дополнительного образования. По этому случаю редакция нашего журнала пообщалась с Натальей Бурим — преподавателем образцового коллектива «Театралы» детской школы искусств Амурского района. Мы узнали у героини, как ее детская мечта стала профессией, каким должен быть педагогический подход к юным артистам и как они становятся профессиональными актерами.
— Почему вы выбрали именно театральное направление?
— Вы сейчас меня спросили, и я сразу вспомнила свое детство. В Амурске живу с четырех лет. Я когда даже не имела представления о театре, будучи маленькой девочкой, собирала во дворе ребят и ставила с ними спектакли. Одним из актеров моих уличных постановок был младший брат Максим. Вместе с ним дома я ставила для родителей концертные, цирковые, акробатические номера и спектакли. Всегда вывешивали афишу. Видимо, с этой режиссерской жилкой я родилась. А еще недавно, разбирая книги моей мамы, которая была преподавателем английского языка, я нашла среди них постановки на иностранном языке. Оказывается, она тоже ставила спектакли, но я об этом узнала только сейчас. Поэтому может быть, любовь к театральному искусству передалась мне от мамы.
— Вы понимали, что станете педагогом театрального кружка, уже после окончания школы?
— Нет. Когда я была еще маленькой, мой папа говорил, что я буду музыкантом и не оставлял мне выбора. Он сам мечтал быть музыкантом — хотел играть на баяне, но так сложилось, что работал автомехаником. Поэтому он меня определил в музыкальную школу, а потом я окончила музыкальное училище и Дальневосточный государственный институт искусств во Владивостоке. Никогда не осмеливалась ослушаться папу. Только через пятнадцать лет работы преподавателем по классу фортепиано я решила осуществить свою детскую мечту и стать режиссером. Сейчас я продолжаю заниматься с детьми на пианино и параллельно являюсь руководителем коллектива «Театралы».
— Музыкальное образование вам сейчас как-то помогает в работе режиссера-постановщика?
— Конечно. Практически к каждой постановке необходимо подбирать музыкальное сопровождение. К примеру, если мы берем произведения Шекспира, я уже имею представление о том, какой должна быть музыка той эпохи и где ее найти.
Очень часто, когда выезжаем на театральные фестивали, приходится сталкиваться с тем, что режиссеры подбирают музыку, совершенно не соответствующую спектаклю.
— А костюмы действующим героям тоже вы подбираете?
— Да, но в этом вопросе нередко возникают сложности. Чтобы очень точно подобрать образ герою, иногда мне приходится пересмотреть несколько английских фильмов. Ставить на стоп-кадр и разглядывать даже самые мелкие детали, а потом показывать и объяснять нашему костюмеру, какой должна быть одежда шекспировской эпохи.
В последний раз, когда ставили комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь», мне помогала моя дочь Анастасия, которая окончила художественную школу. Однажды она сделала мне замечание: в предыдущем спектакле по Мольеру костюмы соответствовали эпохе исторически, но выбивались на сцене по цвету. Вот так я узнала, что даже не тот оттенок ткани играет большую роль на визуальную картинку. В этот раз она подсказывала, как составить цветовую гамму, следила за тем, какие ткани я покупаю.
— Как организовался первый состав «Театралов»?
— В 2002 году, когда я окончила университет по режиссерскому направлению, начала искать себе актеров. Никто не приходил. Тогда я пошла в ближайшую школу с рекламой о наборе детей в театральный кружок — опять тишина. В итоге устроилась работать в школу № 2 преподавателем музыки в начальных классах. Нашла с детьми контакт, стали пробовать ставить сценки, так появились первые «Театралы». Сейчас некоторые выпускники уже приводят заниматься ко мне своих детей.
— Как проходят ваши занятия, чему учатся дети?
— Как и в любом учреждении дополнительного образования, у нас есть разработанные учебные программы, в которые входит целый комплекс занятий: по актерскому мастерству, сценической речи, овладению художественным словом, сценическому движению и вокалу. Поэтому мы учим скороговорки, поем, в игровой форме работаем с интонацией и голосом, учимся имитировать падение со стула или обморок и делаем многое другое.
— Какие произведения чаще всего выбираете в репертуар?
— Самые разноплановые. Мы ставили спектакли по Мольеру, Шекспиру, Чехову, братьям Гримм, а еще русские народные и национальные сказки — нанайские и китайские. Конечно, китайские сказки я не поставила так, как это сделали бы в Китае, но их культуру и национальные особенности мы старались передать максимально точно. Если я выбирала музыку, то обязательно читала перевод песен, а с детьми мы изучали виды одежды и костюмов.
Вообще классические сказки любого народа очень похожи по смыслу и содержанию — чаще всего они о добре и зле.
В прошлом году с младшей группой мы ставили норвежскую сказку «Маленькая курочка». В основе сюжета лежит история о курочке, которая оставила маму дома и отправилась путешествовать. Постановка получилась короткая, но в ней был заложен глубокий смысл. Вот такие спектакли мы ставим с малышами, чтобы получалось ярко, интересно и в то же время познавательно для них самих.
— Как происходит распределение ролей для постановки на сцене?
— Когда я беру какой-то спектакль, вначале сама читаю несколько раз сценарий или произведение. В это время представляю, какому ребенку больше подойдет тот или иной образ героя. Потом я предлагаю ребятам самим выбрать себе роли: иногда моя задумка совпадает с пожеланиями ребят, а иногда нет. Но я никого не обижаю и даю шанс проявить себя каждому ребенку, а если все-таки не выходит, то мы вместе выбираем другого героя, играть которого у него получается лучше. Бывает, на одну роль претендует сразу пять человек, тогда мы проводим кастинг. Чаще всего я стараюсь задействовать в спектакле всех детей, поэтому иногда даже приходится придумывать и вводить новых действующих героев, которых в оригинальном произведении нет. В итоге получается сказка, переписанная на новый лад, в постановке которой поучаствовали все дети, что их очень радует.
— Откуда вы черпаете вдохновение?
— Недавно дочь мне сказала: «Мама, это же так скучно — быть педагогом и вести одни и те же уроки из года в год». Я начала доказывать, что она заблуждается, ведь все дети очень интересные и непохожие друг на друга. Даже один и тот же урок может пройти о-разному. Именно от детей я и черпаю вдохновение. У нас получается обмен позитивной энергией.
— Как привить ребенку любовь к театру?
— Прежде всего, примером для детей являются их родители.
Если в семье никто не читает книги, то откуда у ребенка появится к ним любовь? Также и с театром: надо иметь хотя бы представление о нем. Поэтому хоть иногда нужно посещать спектакли, смотреть хорошие фильмы, читать литературу, а если есть возможность, то и ходить в театр — делать все, чтобы у ребенка развивалось воображение.
— Время не стоит на месте. А в театре появляются какие-то современные технологии?
— Конечно. Еще пятнадцать лет назад музыку приходилось записывать на кассеты, которые надо было переставлять во время спектакля. А сейчас для этого есть множество программ, появляются сцены, которые могут двигаться, оборудование с необычным цветовым и звуковым сопровождением, цифровые декорации. Жаль лишь, что в Амурске нет такой техники.
— У вас есть выпускники, которые продолжили свой путь в мир театра дальше?
— Да, таких много. Например, Федор Федюнин обучается в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Еще в прошлом году Светлана Божатова, которая обучалась у меня всего один год, сразу после выпуска поступила в Щепкинское театральное училище. Я помогала ей готовиться к поступлению: мы репетировали басню, работали даже в режиме онлайн.
Хочу отметить, что ребята, которые посещают театральное отделение, не обязательно потом должны связать с кино и театром свою жизнь. Но полученный здесь опыт им очень поможет в жизни. Дети расширяют свой кругозор и словарный запас, приобретают навыки публичных выступлений, становятся более раскрепощенными и общительными. Поэтому они легко смогут найти общий язык со сверстниками и будущим работодателем.
— Насколько, по-вашему, актерская профессия сейчас востребована?
— Сегодня спрос на профессию актера выше, чем предложение. Два года назад я была в Москве на очередном обучении, и в один из дней мне довелось побывать в высшей театральной школе Константина Райкина. Педагог-хореограф, который с нами занимался, сказал, что сегодня выпускается очень много будущих артистов, но не все они могут найти себе место работы. Театры переполнены в основном артистами с богатым стажем. Поэтому Константин Райкин организовал для своих выпускников собственный театр, где они играют спектакли.
Еще многие ребята стремятся поступить в училище театра и кино, не потому что хотят быть заслуженными и талантливыми актерами. Они хотят стать звездами, чтобы их показывали на голубых экранах. Отношение молодежи к профессии актера поменялось — сегодня они хотят звездности и больших денег.
— Чем любите заниматься в свободное от работы время?
— Путешествовать. Причем мне нравятся больше не теплые страны, когда лежишь на пляже у моря, а походы по горам и лесам с рюкзаком за спиной. В России есть много интересных мест, которые не можно, а даже нужно изучать. Например, в туристических походах мы были в Приморском крае, ездили на Камчатку. Еще очень хочу посетить Алтайский край и Бурятию.
— Что можете пожелать своим коллегам в профессиональный праздник?
— Жить интересно! Не бояться ставить перед собой цели и уверенно их достигать. Если сильно хотеть, то все обязательно получится, как однажды это произошло у меня детская мечта превратилась в реальность.