Играют все!
Еще школьницей наша героиня организовала во Дворце культуры маленькое ивент-агентство. А став взрослой, вернулась в ДК режиссером. Сейчас Жанна Магрицкая — одна из тех, кто создает новогоднюю сказку для амурчан.
— Жанна, я знаю, что ты мечтала о карьере на телевидении. Почему в итоге решила сменить работу?
— Я вообще с детства видела себя в творческой профессии. Не представляла, например, как буду работать с бумагами и вообще в офисе. Кроме творчества меня привлекала разве что педагогика. Я окончила Хабаровский институт культуры по курсу режиссуры телевидения и радио, какое-то время работала на хабаровском телевидении, потом на телеканале «Амурск». Но там у меня не сложилось. Стало ясно: чтобы дальше расти в этом направлении, нужно уезжать из Амурска, а этого мне как раз не хотелось. И я пришла к выводу, что нужно просто поменять род деятельности: остаться в творчестве, но выбрать другое направление.
В 2013 году директор Дворца культуры Вера Анциферова пригласила меня к себе. С тех пор я — счастливый человек: хожу на работу как на праздник. Организую мероприятия и веду занятия в творческом объединении «Регион-27».
— Это то самое объединение, которое ты создала еще в старших классах?
— Да, в 1998 году. Меня тогда попросили провести в ДК пару мероприятий. А потом предложили собрать таких же творческих ребят и создать свою студию ведущих. Я согласилась. Так появился «Регион-27». Но побыть его руководителем мне удалось недолго — пришло время поступать в институт, и я уехала. За время моего отсутствия студия сменила нескольких руководителей, но продолжала работу. И вот мы снова вместе.
— Чему ты учишь детей?
— Классическому конферансу, сценической речи, актерскому мастерству. Все мои ученики неизбежно становятся артистами широкого профиля: они ведут праздники, игровые программы, участвуют в театральных постановках. Сейчас из-за пандемии много работают онлайн.
— Сколько человек у тебя занимается?
— В данный момент десять. Их вообще не может быть много, потому что артист, ведущий — это «штучный товар». Как правило, у таких детей есть природные данные, раскрепощенность. Конечно, бывает, что человек пришел зажатым, а потом стал звездой, но за этим стоит огромный труд. Вообще в нашем деле нужно быть трудолюбивым, выносливым. Мои дети много репетируют, учатся общаться с публикой, не бояться ее. Для подростков это очень тяжело, так что лучше, если изначально есть предрасположенность к такой работе.
— Кто-то из твоих подопечных уже стал профессиональным ведущим или актером?
— Два моих выпускника — Артем Казаков и Алексей Карлов — учатся в хабаровском институте культуры на актерском отделении.
Артем с самого начала был звездой студии, тем самым одаренным ребенком. Красивый мальчик, который отлично знает, что и как делать на сцене. Мы его никак не ломали — боялись испортить идеальное.
С Лешей было по-другому. Он много работал, был очень старательным и самокритичным. Трудолюбие и упорство окупились с лихвой — он тоже поступил в институт и, насколько я знаю, делает успехи.
— Что ты делаешь в ДК кроме занятий с детьми?
— Ставлю спектакли, организую концерты, мероприятия. Во время пандемии провела несколько праздников в видеоформате — большой концерт на День Победы с участием местных рок-музыкантов и мероприятие к дню рождения Амурска в виде экскурсии по городу.
— Что включает в себя режиссерская работа? Ты пишешь сценарий и...
— Нахожу исполнителей, придумываю идеи, частично подбираю музыку, ставлю задачу хореографам и вокалистам для постановки тех или иных номеров. То есть полностью собираю мероприятие.
Сценарий — это всего лишь ниточка. Мы на нее нанизываем бусинки-номера, из которых постепенно собирается колье праздника.
— Раз уж скоро Новый год, расскажи о новогодних представлениях. Сколько времени уходит на их подготовку?
— Чем раньше начнешь, тем лучше. В идеале — за три-четыре месяца. В прошлом году, например, я определилась с выбором пьесы еще в июне.
Работы много: нужно найти материал для сценария, придумать декорации, обговорить их с художником. Подобрать актерский состав так, чтобы каждому его роль была по силам. У нас ведь не театр, выбор небольшой.
В спектаклях играют все, кто может — плотники, завхозы, художники, и даже замдиректора по технической части. Кого удалось привлечь, те и работают. Сейчас у нас беда с мужским составом, приходится переписывать роли для женских персонажей. Если в пьесе воевода, у нас будет воеводиха, если пират — значит, пиратка.
— Сколько человек обычно участвует в спектакле?
— По-разному. Два года назад мы ставили сказку «Три поросенка» всего на семь человек. А в прошлом году решили ставить с размахом и задействовали сразу несколько коллективов: «Радость», «Ювенту», цирковых артистов. Чего только не было в программе: и акробатика, и хореография, и жонглирование. В общей сложности детский состав был 48 человек. Плюс взрослые артисты. Даже для профессионального спектакля это много.
Мне хотелось сделать большое, яркое представление, потому что для меня Новый год — это сказка. Все должно сиять, переливаться, всего должно быть много — музыки, танцев, декораций, действия.
Вообще детский праздничный театр — особая история. В классическом драматическом спектакле два актера могут час сидеть и разговаривать. Для нас это недопустимо, невозможно. Ребенку нужно, чтобы все время что-то происходило. Чем ярче сцена, чем интенсивнее ход действия, тем интереснее для маленького зрителя.
— Во дворце каждый год проходит несколько утренников. Одни в концертном зале, другие — в паркетном. В чем между ними разница?
— Работа на паркете — это прямой контакт с публикой. Детей нужно организовать, выстроить в хоровод, чтобы никто никого не затоптал, всем было видно и слышно, и, главное, чтобы все имели возможность потрогать Деда Мороза. Потому что малышам это важно, они хотят коснуться сказки. Мы должны это учитывать.
При этом само представление — живая история, которая может меняться, тормозиться или ускоряться. Спектакль — другое дело. Ты на сцене, а зритель в зале. Ты показываешь сказку, которая имеет свой заданный ход, неизменный. В этом основное отличие.
— Как придумать новогоднюю историю, чтобы не повториться?
— На самом деле никак — последний сюжет придуман Шекспиром (шутка). Но можно найти новые ходы внутри старых историй. При этом важно, чтобы все герои были более-менее узнаваемы. Поэтому мы стараемся взять за основу какую-то модную историю, героев современных мультфильмов, потому что дети радуются, когда их видят. А радовать зрителя — наша основная задача.
— Чего бы ты хотела пожелать амурчанам в новом году?
— Дорогие, любимые, большие и маленькие зрители! Желаю вам замечательного веселого праздника с хлопушками, мандаринами и отличным настроением. Уже скоро Дворец культуры во всю ширь распахнет свои двери, обнимет вас, подарит вам счастье и радость. До новых встреч — надеюсь, в самое ближайшее время. С наступающим Новым годом!