Лабораторная забота
От геологоразведки до золотого слитка — этот путь теперь понимает каждый школьник, который прошел курс юного химика в рамках краевой профильной смены «Созвездие Skills». Партнером образовательного проекта выступила компания «Полиметалл».
Участниками профильной смены стали старшеклассники из Амурска, которые победили в олимпиаде по химии, организованной компанией «Полиметалл», и получили в качестве главного приза путевку в «Созвездие». Также на смену отправилась старшеклассница из Хабаровска, ученица Краевого центра образования. В течение пяти дней ребята изучали профессию «Химик-лаборант» с привязкой к производственному процессу. Школьники узнали, чем именно занимается химик во время геологоразведки на месторождении и как он работает с добытой рудой, как осуществляется контроль технологических процессов и что такое пульпа, флотоконцентрат и слиток Доре.
На практических занятиях дети учились пользоваться специальными приборами, осваивали методику рентгенофлуоресцентного анализа руды, выполняли различные измерения и ежедневно изучали технику безопасности на производстве. «Полиметалл» особое внимание уделяет охране окружающей среды, поэтому отдельный день смены был посвящен вопросам экологии.
С юными химиками работали сотрудники «Полиметалла», а также преподаватели из Комсомольского-на-Амуре государственного университета и Амурского политехнического техникума.
Школьники активно участвовали в опытах, задавали вопросы, охотно демонстрировали свои знания. Многие из них планируют связать свою карьеру с промышленными предприятиями или научной деятельностью.
— Профильная смена в «Созвездии» для меня стала очень полезной. Каждый день у нас были практические занятия, на которых мы могли применить ранее полученные теоретические знания. Работали с настоящими пробами, привезенными с месторождений, — поделилась десятиклассница из Хабаровска Алена Желточенко. — В моей школе очень хорошее техническое оснащение, но все же таких опытов на уроках мы не проводили.
Школьник из Амурска Степан Полбицын в большей степени считает себя физиком. Но признается, что в этой смене не заинтересоваться химией было невозможно.
— Химия — это магия! Например, опыт с серебряным зеркалом завораживает. Как и другие опыты, во время которых при взаимодействии веществ получается очень красивая пробирка, — рассказал Степан Полбицын. — Я амурчанин и, конечно, уже побывал с экскурсией на Амурском гидрометаллургическом комбинате. Возможно, в будущем выберу специальность инженера по техносферной безопасности. Планирую поступать в Комсомольский-на-Амуре государственный университет.
КнАГУ уже на протяжении нескольких лет является основным партнером предприятия «Полиметалла» — Амурского гидрометаллургического комбината. Студенты КнАГУ профильных специальностей имеют возможность заключить целевой договор с АГМК.
Стремления ребят поддерживает и заведующая кафедрой «Химия и химические технологии», доктор химических наук, доцент КнАГУ Ольга Шакирова. Она также провела лекции для участников профильной смены.
— История нашей кафедры довольно продолжительная, но с этого учебного года мы делаем новый шаг, — прокомментировала Ольга Шакирова. — Совместно с компанией «Полиметалл» у нас открыто направление «Профиль технологии переработки полезных ископаемых и извлечение драгоценных металлов». Было набрано 25 бюджетных студентов, которые успешно сдали первую сессию и обучаются с большим энтузиазмом. При этом часть учащихся являются одновременно сотрудниками АГМК. У них очень большой навык в производственной деятельности и возможность выполнения экспериментальных работ. Наша задача теоретически их подковать. Выпустятся они инженерами-технологами по переработке полезных ископаемых с целью измельчения.
По признанию Ольги Шакировой, главное назначение работы со школьниками — привить любовь к профессии, профориентировать.
— Моя задача — окунуть их в химию, показать ее практическое применение и то, как она занимательна. Это по-настоящему интересная, не «мозголомательная» наука.
В финале курса школьники проверили свои знания после пятидневного погружения и тестирования в игровой форме. Педагоги подготовили несколько импровизированных локаций. На одной ребят ждала теоретическая викторина. На другой уделили особое внимание применению средств индивидуальной защиты. В финальный зачет также вошла экология. Победителей определили по количеству баллов, набранных на каждом маршруте.