Письмо в редакцию
Сообщение об ошибке
проАмурск МЕСТА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ проАмурск
15 °C
Опасное приключение: как амурчане покоряли Эльбрус
Фотографии Сергея Тарасова
Семейные истории

Амурчане доказали, что им даже Эльбрус по плечу: сотрудник Амурского гидрометаллургического комбината компании «Полиметалл» Сергей Тарасов покорил самую высокую гору России. Почти шесть тысяч метров к вершине — сложный путь даже для опытных альпинистов. Для героя нашего материала восхождение оказалось еще одним невероятным приключением. Своим примером он доказал, что, если верить в себя, возможно все.

Новые вершины

Сотрудники Амурского гидрометаллургического комбината компании «Полиметалл» Сергей Тарасов и Елена Галаган занимаются пешим туризмом уже не первый год. На их счету походы на Амурские столбы, покорение вершин хребтов Джаки-Унахта-Якбыяна и Тордоки-Яни. Заветной мечтой оставалось восхождение на высочайшую вершину России и Европы. В начале июля группа туристов из Амурска и Хабаровска взяли курс на Эльбрус. Путь оказался тернистым, но увлекательным. Цель была достигнута за восемь дней подъема.

— Восхождение на Эльбрус с Еленой Галаган мы запланировали год назад. Тогда я бросил сам себе вызов, что если у нас получится проделать путь до вершины Тордоки-Яни, то следующей нашей целью будет гора Эльбрус, — отмечает Сергей Тарасов. — Примерно в то же время я познакомился через интернет с инструктором Игорем, который помогает людям подняться на Эльбрус. У него было около 150 попыток восхождений, из них 77 — успешных. Мы долго общались, и я принял решение, что ему можно доверять. Началась подготовка к походу, мы читали статьи о нюансах, которые могут возникнуть при восхождении, изучать опыт других туристов. Кроме того, инструктор ставил перед нами задачи, которые мы должны были выполнять регулярно: говорил, сколько в день нужно ходить, бегать, приседать, выходить чаще в походы, в горы.

Приспособиться в горах

В состав группы вошли два альпиниста из Хабаровска и трое амурчан. Пеший маршрут туристов по Эльбрусу начался с базового лагеря, который находится на высоте в 1500 метров. Чтобы при восхождении туристы не испытывали дискомфорта от воздействия высоты, подъем к вершине проходит поэтапно с постепенным набором и сбросом высотных отметок. Главное правило — набрав за день высоту, к вечеру необходимо скинуть не менее половины.

Сергей Тарасов

— В первый день нахождения в приэльбрусье мы выходили на акклиматизацию — поднимались до 2500 метров, а затем возвращались обратно в лагерь. На второй и третий день вместе с инструктором стали подниматься еще выше. Постепенно добрались до базы «Гарабаши-бочки», которая находится на склоне Эльбруса, на высоте 3700 метров. На этой перевалочной станции туристы также проходят акклиматизацию и набираются сил перед восхождением на вершину. Дальше наш путь лежал до скал Пастухова, и это оказался один из самых трудных выходов. Здесь чаще всего у человека начинается горная болезнь, из-за высокого давления и недостатка кислорода. Недомогание сопровождается головной болью, тошнотой, слабостью и иногда даже галлюцинациями.

Однако Эльбрус покорился не всем участникам группы. Походники-любители сходили с дистанции один за другим.

— Когда настал момент штурма вершины Эльбруса, хабаровский альпинист оценил свои силы и отказался. На штурм мы вышли в одиннадцать часов вечера — это финальное восхождение, которое занимает всю ночь. Двигаться приходилось с короткими передышками. Через час подъема с дистанции сошла еще и амурчанка Татьяна. Подъем продолжили втроем, никто не хотел сдаваться, но на высоте 5100 метров Елена Галаган потеряла сознание. И повезло, что эта ситуация произошла именно в том месте, куда еще могут подняться ратраки. Если мы поднялись бы выше, всей группе пришлось бы возвращаться обратно. Елену спустили вниз, а следом за ней вернулся в базовый лагерь еще один альпинист из Хабаровска. В итоге остались только я и инструктор.

Идти и не сдаваться!

Затем началась тропа « Косая полка». Проходя по ней, альпинисты набирают высоту до 5300 и попадают в седловину. После этого Сергей Тарасов и его инструктор Игорь немного передохнули и выдвинулись дальше. По пути они обгоняли группы, которые поднялись до Косой полки на ретраках.

— После седловины мы вышли на перила — участок с самым крутым склоном. Перилами называются веревки с пролетом в 30 метров, привязанные к вбитым в снег колышкам. К таким перилам прицепляют карабин страховочной системы. Там же находится кладбище туристов, погибших при восхождении. Кажется, что до вершины остается совсем ничего — 300 метров, но каждый шаг уже давался с трудом. И дело не в физической усталости. Описать свое состояние, которое было на тот момент, тяжело. Вроде бы все понимаешь, но организм не хочет подчиняться и начинает жить своей жизнью: ноги не слушаются, легкие работают на износ. Двигаешься исключительно на морально-волевых качествах. Темп ходьбы был таким: вдох — выдох — шаг, вдох — выдох — еще шаг. Иногда приходилось останавливаться каждые 15 секунд и еще 15 минут восстанавливать дыхание. Инструктор все время следил за моим состоянием. Потому что можно продолжать идти, но при этом не отдавать отчета своим действиям.

Флаг Амурска тоже побывал на Эльбрусе

И вот наконец, Сергей Тарасов достиг своей цели — на высоте 5642 метров в воздухе заколыхался флаг города Амурска.

— В тот момент от счастья у меня текли слезы. Эти ощущения не передать словами, — отмечает Сергей. — Ещё когда только мы задумывали свой поход, я предполагал, что будет нелегко, но если будет шанс, то я обязательно пойду до конца. В итоге все получилось: выносливость и стойкий характер не позволили сдаться. Если бы по каким-то причинам не получилось достичь желаемой цели, то я пробовал бы через год проделать точно такой же путь еще раз. Инструктор говорит, что на вершину многие практически заползают, а мы решили сделать это шутя — строевым шагом. Насладившись живописными видами, которые открываются с вершины, мы начали наш путь вниз, который также оказался непростым. Сказывалась накопившаяся физическая и психологическая усталость.

— Поход запомнится мне надолго. И вряд ли теперь я смогу удивиться чему-то еще.

Вот таким сложным, но в то же время интересным оказался путь амурчан на Эльбрус. Несмотря на то, что для Сергея Тарасова цель оказалась достигнутой, он хочет повторить восхождение с одной из участниц группы — Еленой Галаган, которой не хватило до подъема на вершину всего 500 метров.

Редакция интернет-журнала «ПроАмурск» желает всем читателям осуществлять свои мечты и добиваться поставленных целей!