Жизнь как кино
Кинотеатр «Молодость» — одно из любимых амурчанами мест отдыха. В последние годы он сильно преобразился, и наслаждаться отечественным и зарубежным кинематографом здесь стало еще комфортнее. Помогает фильмам дойти до зрителя инженер Роман Казанцев.
От бобин до электронных ключей
Роман работает инженером в кинотеатре «Молодость» с 2012 года. Застал еще фильмы, приходившие в кинотеатр на пленке.
— Фильм разделяли на несколько бобин — в среднем на шесть, а то и больше, — вспоминает Роман. — Самым длинным на моей памяти был «Аватар» продолжительностью около двух с половиной часов. Он, помню, пришел на восьми бобинах. Это был и самый кассовый из фильмов. На него были постоянные очереди, доходившие до дороги. Фанаты кино приезжали даже из Комсомольска. Не всем хватало билетов.
Бобины доставлялись до кинотеатра в коробках. Весила такая коробка около 40 килограммов. За ними приходилось ехать на станцию Сортировочную в Комсомольск и оттуда везти в Амурск. Киномеханик склеивал фильм в единое целое. Бывало и такое, что части фильма соединялись не в том порядке, в котором было нужно. Подмену мало кто замечал сразу — видимо, для сюжета это было не принципиально.
Фильмы демонстрировались при помощи пленочного кинопроектора и системы автоматической перемотки фильма. При ее помощи лента после прохода через проектор наматывалась на другую бобинку. Так его потом снова можно было демонстрировать сначала. До появления этой системы фильмы приходилось перематывать вручную.
Фильмы обычно не демонстрировались в дни общероссийской премьеры.
— Копий картин делалось ограниченное количество, — объясняет Роман. — Фильм сначала попадал в Хабаровск, а затем начинал свое движение по другим городам и более мелким населенным пунктам, таким, как Комсомольск и Амурск. Нередко случались задержки в поставке фильма. Однако в те времена кинотеатр сам мог продлить прокат идущих картин. Сейчас такого не сделаешь. Сейчас все фильмы цифровые, и их прокат очень строго отслеживается. Данные о количестве купленных билетов уже через полчаса после начала фильма передаются в базу данных в Москву — за соблюдением авторских прав при прокате очень строго следят.
— Каждый автор, несомненно, хочет получить вознаграждение за свой фильм, — продолжает Роман. — Файл ключа приходит непосредственно перед показом фильма, ленту нельзя даже заранее посмотреть и проверить на наличие неполадок. Для каждой картины определены даты проката. Кинотеатры при необходимости могут его продлить, но тогда им придет второй, новый ключ, действующий на время продления. Эту систему никак нельзя обойти. Расшифровка ключа происходит в блоке проектора при воспроизведении фильма.
Перемотать нельзя
У каждой кинокомпании, по словам Романа Казанцева, существуют условия, на которых будет осуществляться прокат. Представители кинотеатра «Молодость» сами не ездят на кинорынок в Москву для получения репертуара, а работают, присоединившись к одной из хабаровских киносетей.
— У каждого фильма свои условия показа. Одни из самых жестких — у компании «Дисней», — рассказывает Роман. — Откажешься несколько раз, и больше этот дистрибьютор фильмы поставлять не будет. Мелкий кинотеатр не сделает никакой погоды в сборах. А с «Диснеем» ссориться не стоит — они выпускают кассовые фильмы, которые нравятся людям. Бывает, что не удается совместить прокат двух лент с одинаковыми условиями. У нас так происходит еще и потому, что в кинотеатре всего один зал. Репертуар был бы шире, появись второй. А порой к кассовому фильму «в нагрузку» дается менее раскрученный.
После ремонта «Молодости» здесь стало гораздо больше отечественных фильмов. Происходит это неспроста.
— Наш зрительный зал был отремонтирован при поддержке компании «Полиметалл» и «Фонда кино». У последнего есть условие — демонстрация 50 % отечественных фильмов, — поделился Роман Казанцев. — Однако многие из них, к сожалению, в прокате не окупаются.
Зрители в кино часто жалуются на рекламу. Но обойти ее кинотеатры просто не могут — трейлеры зачастую «вшиты» в фильм. Есть также ролики, которые кинотеатры должны показывать по требованиям кинокомпаний. Перематывать трейлеры нельзя — это нарушение правил показа, и на кинотеатр налагается штраф. В кинотеатрах есть тайные зрители, которые проверяют их работу. К примеру, они выявляют нарушения в прокате фильмов. Эти тайные зрители могут быть из других городов. Поэтому обмануть систему, внеся в нее один фильм, а на экран поставив другой, не выйдет.
Кино без остановки
На работу кинотеатра значительно повлиял коронавирус. Месяцы простоя — это не только убыточно для кинопредприятия, но и вредно для демонстрационного оборудования.
— Аппаратура не рассчитана на такие длительные перерывы, — сетует Роман. — Она может выйти из строя. Пока кинотеатр был закрыт для зрителей, мы проводили ее техническое обслуживание и тестовые запуски на час минимум.
Роману Казанцеву нравится его работа, и он долго может рассказывать о ее особенностях:
—Привлекает работа с аппаратурой и компьютерами. На инженеров кинооборудования сейчас практически не учат. Осталось лишь немного заведений, где обучают киномехаников. Мне повезло попасть в переходный период между пленкой и цифрой и поучиться у инсталляторов компании Dolby. Оператор просматривает весь фильм на наличие сбоев, отклонений в звуке и изображениях. Поэтому он должен обладать большими знаниями и опытом. Надеюсь, моя работа делает просмотры фильмов комфортными.
На прошлой неделе в кинотеатре «Молодость» стартовал один из главных летних блокбастеров – «Черная вдова». Познакомиться с репертуаром кинотеатра можно на его официальном сайте, а узнать много интересного о нем — на «ПроАмурске» в разделе «Места».