Аист собирает гостей
Фестиваль творчества коренных малочисленных народов Севера «Аист над Амуром» состоялся в селе Ачан. Мероприятие имеет давнюю историю и перемещается по национальным селам Амурского района. В рамках фестиваля прошли соревнования по приготовлению национальных блюд и построению жилищ, а также дефиле костюмов и концертные программы.
Фестиваль впервые провели в начале 90-х годов прошлого века. С тех пор он проводится ежегодно и меняет место проведения. На этот раз праздничные торжества состоялись в Ачане. Организатором события традиционно выступил отдел культуры и искусства администрации Амурского района, а финансовую поддержку оказала компания «Полиметалл».
Мероприятие открыли гонки на многовесельных лодках и оморочках. В них участвовали представители Амурска, а также сел Ачан, Джуен и Омми. Лучшими оказались гребцы из Ачана. Сам праздник состоялся на сценической площадке. Поблизости разместились летние жилища-хомараны, которые участники конкурса построили из тальника за несколько часов. Рядом работала выставка изделий декоративно-прикладного творчества. Популярностью среди гостей здесь пользовались шляпы из бересты.
Традиционным для «Аиста над Амуром» является конкурс национальной кухни. Его участницы всегда щедро накрывают на стол, выставляя не один десяток разных блюд. Вот и на этот раз в тарелочках были разложены несколько видов котлет и тефтелей, пельмени, жареная и копченая рыба, тала, лепешки и многое другое.
— Приготовили все 32 блюда за вечер после работы, — рассказала Виктория Киле, участница конкурса блюд из села Джуен. — 12 из них — рыбные. Самые ходовые — карась, сом, кета и сазан. Мясо последнего добавили в пельмени, которые участники праздника называли лучшими. Вообще рыбные блюда мы любим есть и в повседневной жизни, а не только готовим их на конкурс. Лично мне очень нравится жарить сазана и с семьей лепить рыбные пельмени. Это повод и собраться всем вместе, и вкусно поесть.
Фестиваль «Аист на Амуре» в этом году был посвящен сразу нескольким дням рождения — Амурского района и Амурска, Хабаровского края, народного фольклорного песенно-танцевального ансамбля «Сиун» и, конечно, села Ачан.
— Мы празднуем 372-ю годовщину с первого упоминания нашего села в российской истории, — поделилась Полина Ходжер, председатель общественной организации малочисленных народов Севера в Амурском районе. — Ежегодно ко дню рождения проводим семейные конкурсы. В этом году наше село принимает фестиваль «Аист на Амуре», поэтому празднуем весь день.
На сцене состоялось дефиле современной и традиционной одежды с элементами национальной вышивки. Ведущие рассказывали интересные факты о каждом костюме. Первыми свою коллекцию представили участники фольклорного ансамбля «Сиун». На одном из детских сценических платьев была вышита бабочка, защищавшая девочку от злых духов.
Из архивных источников были восстановлены сведения об оружии, которым пользовались воины, — это луки и копья. Их представили юноши. Также на сцену вышли и модели в праздничных халатах, украшенных древней цветной вышивкой, символизирующей бережное отношение к природе. На некоторых изделиях узоры мастера напоминали образы волн и леса.
В рамках дефиле были представлены и эвенкийские наряды, в которых преобладали любимые этими народами красные и синие цвета. Мужской костюм был украшен красной тесьмой. Этот цвет символизирует огонь и жизненную энергию. Рубашка по цвету имитировала шкуру оленя.
Уникальными были свадебные нанайские наряды. Вся символика на халатах направлена на то, чтобы у девушки было много детей, а ее род продолжался. У каждого рода, к слову, было свое дерево, среди ветвей которого жили и бродили души людей, принадлежавших к нему. Поэтому одними из самых важных образов в свадебных нарядах были деревья, вышитые обычно на нижних полах халата. А на них птицы — символы детей. При этом узоры на вороте и рукавах защищали невесту от злых духов. Такой свадебный халат передавался по наследству от матери к дочери. Невеста надевала его лишь раз — на третий день после свадьбы, когда из дома родителей отправлялась к мужу. Вместе с тем эту одежду девушка сохраняла до конца жизни.
Ярким орнаментом покрывали и свадебный наряд жениха. Его юноше, как правило, шили мать и сестры. В отличие от костюма невесты, который девушка надевала один раз, мужской наряд носили по праздникам.
Мастерица из села Джуен представила мужской халат из рыбьей кожи. Его непросто изготовить, поэтому обязательно нужно соблюдать условия хранения.
— На его пошив у меня ушло полгода. Использовала кожу 30 рыб, а вообще на хороший костюм их надо не меньше 50. Не стоит забывать, что такое количество рыбы еще нужно суметь поймать. В основном я работаю с кетой. Каждую кожицу мою и обрабатываю отдельно. Затем все сшиваю в единое целое. Хранится такой халат в прохладном месте.
После дефиле началась конкурсная концертная программа между участниками из сел Ачан, Джуен, Омми и Вознесенское. Каждый из номеров сохранял в себе национальный колорит и знакомил зрителей с культурой коренных народов Приамурья. Например, номер ансамбля «Тасима» из села Джуен поведал известную нанайскую легенду про три солнца.
— В номере задействованы злые духи, шаман и мэргены — главные персонажи. В номере заняты 15 детей и представители нашего взрослого коллектива, которые и рассказывают легенду. Танец мы придумали за неделю до фестиваля, поэтому сегодня, можно сказать, премьера.
Также на праздник приехали коллективы из сел Дада и Верхний Нерген Нанайского района. Они выступили на сцене уже после завершения конкурсной программы.
— Я любитель игры на гитаре, профессиональным музыкантом себя не называю. Играть на гитаре очень люблю, а песни рождаются сами собой. Сегодня представил песню о Хабаровском крае, которую сочинил специально к его юбилею.
Почетными гостями стали артисты из поселка Известковый. Завершился праздник церемонией награждения в конкурсных номинациях, а вечером в небе прогремел салют.