Письмо в редакцию
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится хорошей новостью
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится событием
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится своей историей
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Предложить героя
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Добавить отзыв о месте
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Сообщение об ошибке
 / 
проАмурск МЕСТА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ проАмурск
9 °C
Их имена мы в творчестве храним
Фото — Екатерина Касаткина

Их имена мы в творчестве храним

Проголодавшийся дух огня Подя любезно принял подношение от коренных амурских народов: в минувшие выходные в честь двух нанайских самородков Понгсы Киле и Веры Киле в селе Ачан состоялся обрядовый праздник Даси, в рамках которого все желающие могли пообщаться с духами и станцевать ритуальные танцы, а также поближе познакомиться с творчеством нанайских коллективов Сиун и Тасима.

Праздник Даси или проводы зимы в Ачане — это уже настоящий календарный праздник. Каждый год он собирает десятки жителей и гостей района. Несмотря на то, что в феврале погода еще далека от теплой, в этот день она была по-настоящему весенняя. В назначенное время в местную школу начал подтягиваться народ. Повсюду раздавалось громкое «бачигоапу»! Этим приветствием хозяева праздника встречали гостей со всего района. А их было немало.

На школьном стадионе ачанцы заранее соорудили костер, вывесили нанайские ковры, установили праздничные плакаты и нанайский музыкальный инструмент удядипу. В полдень, когда уже все были в сборе, начался обряд кормления Поди — духа огня. Все желающие могли принять в нем участие. Духа кормили самым вкусным. Фасоль, рисовую кашу и дичину люди бросали в огонь, приговаривая: «Мы пришли к тебе, помоги нам. Не обижайся, угощаем тебя, чем можем. Не жалей нам своего добра, поделись с нами. Подя, не забывай нас, не обижай! Кэси гэлэгуи! Просим счастья!»

Можно только представить, с каким аппетитом дух принял дары. Он моментально слизывал угощения языками своего пламени, и все те, кто находился в этот момент рядом, чувствовали жар от его благословения.

Чтобы все пожелания наверняка cбылись, участницы коллективов «Сиун» и «Тасима» провели ритуальный танец с бубнами, после которого все гости могли лично пообщаться с высшими силами с помощью специального инструмента удядипу. Для этого нужно было взять в руки палочки, похожие на барабанные, и отстучать ритм, который отыгрывали душа и сердце. Все это придавало действию неповторимый таинственный колорит, предвещав массу уникальных впечатлений.

Кормление духа огня Многие гости с удовольствие присоединились к ритуалу Дух огня Подя в этот день остался очень доволен

Позже праздник перенесли в здание школы. С 2014 года она носит имя Понгсы Киле. Всего здесь обучается около 90 ребят. На протяжении многих лет школа является центром культуры села. Здесь гостей ожидала насыщенная концертная программа, но прежде всем желающим предложили отыграть шаманские ритмы на священном нанайском бубне. 

По словам местных жителей, бубен — это живое существо. Раньше с помощью него нанайские шаманы могли призывать духов-помощников, вводить себя и окружающих в транс, путешествовать в иные миры и возвращаться оттуда. В древности бубен шамана связывали с его жизненной силой. Для шамана бубен — это не просто обечайка, обтянутая кожей, а крылатый конь, верный друг, на котором он путешествует по трехмерному миру.

И в это хочется верить! Ведь после того, как отстучали барабанные ритмы, все присутствующие отправились в необыкновенное литературно-музыкальное путешествие под названием «Так много вместившая душа», посвященное 105-летию Понгсы Константиновича Киле, 95-летию Валентины Сергеевны Киле и 60-летию Амурского района.

Ритуальный танец с бубнами
Разговор с духами на удядипу

В этот день гости увидели номера, которые исполняли еще первые участники народного ансамбля «Сиун». Выбрав такое символичное название, означающее солнце, Валентина Сергеевна Киле создала знаменитый сегодня на весь мир ансамбль. По крупицам она собирала сказки, легенды, предания нанайцев, а потом передавала накопленные знания участникам коллектива. В 1960-е годы Валентина Сергеевна вместе с ансамблем побывала в Москве. Выступление в Кремлевском дворце съездов в те годы считалось почетным и престижным.

Вспоминая о ней, односельчане говорят, что ей никогда не была по душе сидячая работа. После школы ее как самую способную, поставили помощником счетовода. В 14 лет Валя была уже колхозницей. Войну встретила пионером, а в 1942 году вступила в комсомол и о своей биографии все сказала в одном предложении: «А почестей мы и не ждали, и не ждали наград за дела».

Лидия Киля
гостья праздника

— Она была мудрой женщиной. В ней гармонично совмещались строгость и доброта. Очень много она знала разных легенд и историй. И каждую могла превратить в красивый номер, смысл которого можно было понять без слов. Она всегда очень серьезно относилась к репетициям. Мы не имели права опоздать. Поэтому старались прибежать на занятия первыми, раньше наших мам и пап.

Народный ансамбль «Сиун» в 1965 году Номер «Чайки над Амуром» Юные танцоры выступали блестяще — видно, что ребята хорошо знают свое дело

Еще одной легендой нанайского фольклора по праву можно считать Понгсу Киле. Являясь носителем древней культуры, знатоком и автором многих нанайских песен, он передавал свои знания, народный опыт и мудрость нанайского народа из уст в уста молодому поколению, заложив их в основу репертуара народного ансамбля «Сиун». Основываясь на его рассказах, взрослые и дети показали зрителям завораживающий танец мергена, исполнили звуки природы, которую Понгса с особым почтением и философией описывал в своих произведениях. В этот день гости услышали знаменитую песню деда Погса «Энери-туэкэ», благодаря которой в 1985 году коллектив получил звание народного.

Нина Гейкер
руководитель национальных коллективов «Сиун» и «Тасима»

— Мы познакомились с Понгсой Киле в мае 1985 года. В День Победы Валентина Киле пригласила меня к нему домой. У него тогда были гости со всего района, но увидев меня, он на мгновение замер и оставил их, чтобы наедине пообщаться со мной. Мы много тогда с ним говорили, он рассказывал мне о себе и пел свои песни, в одну из которых я буквально влюбилась. Это была песня «Энери-туэкэ. Уже в конце мая «Сиун» поехал с ней на краевой конкурс, где занял первое место и получил звание народного ансамбля. Бывало, когда не знаешь, что показывать на сцене, тогда он становился палочкой-выручалочкой. То, что он нам давал, нигде больше не найдешь.

Перечитываю его произведения и в каждой строчке нахожу глубокий смысл. У него много и шуточных песен, которые мы с удовольствием поем. В этом году я записала колыбельную, написанную им. Изначально у меня был только текст, но со временем пришла и музыка. Эта песня вошла в проект Яндекс. Путешествия «Туры в культуры», посвященный культуре 15 народов Российской Федерации. 

Валентина Киле
Понгса Киле в 1942 году

На юбилей Понгсы Киле были приглашены и его родственники. Племянница Маргарита Рогачева, мастерица из Амурска, рассказала о дяде Паше, как ходили с ним на лыжах, собирали ягоду и шиповник, сажали картофель и много разговаривали длинными зимними вечерами.

Маргарита Рогачева
племянница Понгсы Киле

— Он был для меня учителем и советчиком, всегда находил нужные слова. Я ему доверяла и сегодня говорю спасибо. Он был особенным человеком, писал особенные стихи, после прочтения которых ты иначе смотришь на многие вещи.


Он с почтением относился к природе, трепетно подходил к готовке. Я помню, что у него был специальный блокнот, куда он постоянно что-то записывал. Свои наблюдения он превращал в произведения. Часто спрашивал у меня и у тети Маши, его супруги, все ли нам нравится. А мы удивлялись, как так у него все получается — душевно и мудро.

Мастер-класс по изготовлению оберега Показательные выступления секции «Северное многоборье» Метание тынзея на хорей

Неотъемлемой частью праздника были в этот день и мастер-классы по изготовлению оберегов, а также показательные выступления спортсменов спортивной секции «Северное многоборье». Как оказалось, накануне праздника ребята выезжали на первенство Хабаровского края, где смогли занять два первых и одно третье места.

Заряженные недавней победой, спортсмены продемонстрировали свои способности. Начинали с тройного прыжка. Ловкие, как кузнечики, ребята скакали в длину минимум на пять метров. Один из самых зрелищных и тяжелых видов северного многоборья — прыжки через нарты. Со стороны это выглядит совсем не тяжело, но на самом деле неподготовленному спортсмену сделать это очень сложно. В показательную программу также вошло метание веревки из оленей кожи — тынзея на трехметровый шест — хорей. Упражнение имитировало поимку животного в тайге. К слову, в этой дисциплине на соревнованиях одна из участниц показательных выступлений Дарья Ваюшина заняла первое место. 

Дарья Ваюшина
победительница в дисциплине метания тынзея на хорей

— Я считаю, что северное многоборье — это очень непросто, так как надо быть сильным во всех пяти дисциплинах и задействовать разные группы мышц. Поэтому тяжело заниматься этим. Спортсмен должен быть очень выносливым и физически, и морально, чтобы выступать за все дисциплины.

Угощения от местных хозяюшек Голодным после праздник никто не остался

Вишенкой на торте в этот день стала самая хлебосольная часть мероприятия — дегустация нанайской кухни. Конечно, в основе блюд были главные кормилицы народов нани — рыба и дичь. Их нанайцы едят, кажется, во всех возможных видах (мороженом, вяленом, копченом, вареном, соленом, а иногда и сыром). И оригинальности нанайским рецептам не занимать. Чего стоит один только «пагдан» — деликатес из размолотой сушеной рыбьей икры, разбавленной соком березы. Пельмени, лепешки, котлеты, салаты, супы — чего только не было в этот день на столах.

И все эти яства приготовили местные хозяюшки. Сытые и довольные гости от души поблагодарили их, а организаторы вручили полезные подарки, что помогут кулинарам в приготовлении блюд на следующий праздник, который состоится 4 марта в 12:00 в поселке Джуен. Там пройдет традиционный праздник охотника «Вайчамди аняни». Гостей будет ждать интересная, насыщенная программа, знакомство с традициями и культурой коренных народов Севера, дегустация национальных блюд и захватывающие спортивные состязания.

Больше фотографий с мероприятия — в фоторепортаже.

Мы разрешаем скачивать и использовать наши снимки в соцсетях, но просим отмечать нас :)

Читайте также:

Подписывайтесь на наши социальные сети