Культурная сила трех
Городские достопримечательности, погружение в мир музыки, знакомство с историей морских флагов, и напоследок, вечер в американском стиле с пиццей и доброй комедией. Эти события сумел уместить в себе «Культурный вояж» в рамках партнерской программы между тремя учреждениями культуры, где в течение двух дней около ста старшеклассников знакомились с творческой и исторической жизнью города.
Начинался туристический маршрут от торгового центра «Линкор». Усевшись поудобнее в комфортабельный музеемобиль, группа школьников отправилась по родным улочкам города. Экскурсовод Елена Розитская фокусировала внимание ребят на достопримечательности и кратко о них рассказывала.
— Посмотрите прямо, перед вашим взором легендарная стела «Мелодия». Именно она первая встречает каждого, кто въезжает в наш город. Сооружение стало подарком на пятнадцатилетие Амурска. У стелы девять колец, на которых высечена дата образования Амурска. Трубчатые сооружения «Мелодии» напоминают трубы органа, отсюда и название. По замыслу создателя стела отображала виды производства, которые развивались в Амурске. Реторта — символ химической промышленности ЦКК, шайба — это Машзавод, краны строительство города.
Экскурсанты настолько увлеклись рассказами, что не заметили, как прибыли к первой точке культурного вояжа — Дворцу культуры. Там они поближе познакомились с понятием «музыка». Образовательную часть программы на себя взяла сотрудница учреждения Надежда Бабкина. В живой беседе она рассказала ребятам о появлении музыки, о ее влиянии на наше настроение. Лейтмотивом беседы стала тема «Симфонический оркестр и его история».
Ребята на слух пытались различить духовые инструменты от ударных и струнных, а также делились познаниями о составе оркестра, о музыкальных жанрах, в которых используются инструменты симфонического оркестра. Дальше гости учреждения познакомились с дирижером и руководителем эстрадно-духового оркестра «СВ-КРЭДО» Сергеем Куповых, человеком, который не только дирижирует коллективом, а также обладает идеальным слухом и умеет играть на 15 музыкальных инструментах. Маэстро подробно рассказал ребятам о духовых инструментах, о специфике звучания.
— Духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Звучание издают при помощи воздушного потока, — Сергей Куповых. Одним из самых ярких примеров деревянного духового инструмента является флейта. А медного? Большинство называют саксофон, но увы это не так. Несмотря на то, что этот инструмент сделан из металла, звук генерируется в деревянной трости, похожей на трость кларнета. Поэтому он и относится к деревянным. Медные — конечно всевозможные интерпретации трубы. Самые примитивные из них — рожки, горны. Дальше по сложности уже пошли тромбон, валторна, труба. Для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, на флейте, гобое, кларнете лучше начинать учиться с 9 лет. С 12 лет — на трубе, валторне, фаготе, тромбоне, тубе и саксофоне. К этому возрасту человек приобретает необходимые физические кондиции. Научиться играть на инструментах можно за несколько месяцев. Здесь у каждого происходит индивидуально. Например, у нас в оркестре играют ребята, которые ходят на занятия один месяц.
Удивительное путешествие в мир звуков закончилось импровизированным выступлением самих гостей, которые попробовали себя в качестве исполнителей. Ребята отметили, что на деле играть на тромбоне или трубе не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы извлечь хотя бы небольшой звук, нужно серьезно потрудиться. Кульминацией встречи стало сольное выступление участника оркестра Макара Куповых с музыкальной композицией Виктора Цоя.
Далее «Культурный вояж» отправился в городской краеведческий музей. Там для ребят подготовили цикл музейных экскурсий по истории отдельных экспонатов музея. Первый рассказ посвятили флотским реликвиям семьи Зодчевых. Это настоящая династия матросов. Отец Степан Константинович служил в боцманской команде эсминца «Грозный» Тихоокеанского флота, участвовал в боевых действиях в период русско-японской войны, после войны служил во Владивостоке. Когда «Грозный» был подвержен списанию Зодчев забрал флаги корабля себе на хранение по разрешению командования. Его сын Борис Зодчев пошел по стопам отца и также состоял в боцманской команде корабля, службу проходил на острове Русский. Музею он передал матросский воротничок, тельняшку и ленту бескозырки. Затем ребята узнали о нанайских гербах и календаре охотников. Оказалось, что каждый календарный месяц ассоциируется у нанайцев с разными тотемными животными. Например, сентябрь — с лосем, а июнь — с косулей. Затем школьникам было предложено изобразить нанайские символы. Ребята с интересом изучали их и с удовольствием рисовали знаки соответствующие месяцу своего рождения.
— Я посещала музей раньше, и мне казалось, что наизусть знаю все его экспонаты. Получается, что нет. Занимательно было послушать про флаги, потрогать те, что участвовали в реальных боевых действиях. Если оценивать мероприятие, понравилось все, в особенности духовой оркестр, который вдохновил на работу. После мероприятия в голове появились занятные мысли.
Заключительной точкой маршрута стало посещение кинотеатра «Молодость». Там ребят ждал горячий чай и вкусная пицца, подкрепившись которыми, ребята отправились в зрительный зал на просмотр российской новогодней комедии «Елки 9».
— Мы получили колоссальную обратную связь. Ребята открыли для себя много нового и необычного. Участники нашего «Культурного вояжа» выражают желание повторить мероприятие. Поэтому с уверенностью говорим, после нового года стартуем снова! Мы разработаем новые познавательные встречи и мастер-классы. Записывайтесь и вперед к новым увлекательным путешествиям, — отметили организаторы мероприятия.
Для того чтобы стать
участником «Культурного вояжа», обращайтесь к сотрудникам городского
краеведческого музея или Дворца культуры.
Телефон для справок:
+7 421 429-96-39 Амурский городской краеведческий музей;
+7 421 429-96-39 Дворец Культуры.