Земля двух драконов
27 июля в Амурском районе отметили две знаменательные даты: 370 лет исполнилось селу Ачан, 25 лет — национальному фестивалю «Аист над Амуром». Праздник прошел по всем национальным традициям: обряды, конкурсы, нанайские угощения, яркие костюмы и выступления творческих коллективов.
Ачан — одно из старейших сел Амурского района. В переводе с нанайского языка его название означает «встреча». Документально о нем впервые было упомянуто в 1651 году, поэтому именно этот год принято считать временем образования села. До 1977 года Ачан имел другое название — Болонь — и входил в состав Нанайского района Хабаровского края.
— Первыми поселенцами села стал род Ходжер. А позже за первопроходцами сюда прибыли еще несколько семей Киле. Мои предки тоже представители двух главных родов: папа — Ходжер, а мама — Киле. Тотемами этих двух родов являются драконы, у Ходжер — водный черный Пульмур, а у Киле — солнечный дракон.
Местом расположения стойбища род Ходжер выбрал не случайно. С правой стороны озеро Болонь, слева — Амур. Село окружают два мыса — Нэргуль и Одзял хонкони, которые защищают Ачан от злых духов. Считается, что у каждого места и у каждой стихии — воды, тайги или горы — есть свой хозяин. Поэтому ни один национальный праздник в Ачане не проходит без ритуальных церемоний и обрядов.
Из поколения в поколение ачанцы передают знания о том, как почитать духа огня, воды покровителя охоты и рыбалки. К примеру, водный мир у нанайцев олицетворяется в образе Тэму — хозяина воды и Муэ Эдени — духа воды. Ритуальную церемонию по кормлению духов воды местные жители проводят традиционно на берегу реки Сия. Для этого они заранее готовят угощения из риса, дикого мяса и копченого осетра, которые кладут в специальные лодочки — нойны, сделанные из бересты.
— Река Амур и озеро Болонь является для нас самым богатым источником пищи — рыбы. Поэтому перед тем как отправиться на рыбалку, мужчины обязательно проводят обряд кормления воды. Задобрив воду, обязательно получишь большой улов. Перед тем как покормить воду, обязательно нужно прочитать специальную молитву на нанайском языке и поблагодарить владыку воды за богатые дары. Те, кто проводит этот обряд впервые, например, гости села, могут просто попросить благополучия и изобилия для родных и близких.
В рамках юбилея села в Ачане отметили еще одну круглую дату — 25-летие фестиваля коренных малочисленных народов «Аист над Амуром». По традиции, фестиваль открывают обрядом очищения — Михорангоари — и кормлением огня. Чтобы закрепить силу двух ритуалов, обязательно нужно подойти к ударному инструменту удядюпу, похожему на бревно, и выбить по нему палками свой ритм.
— Огонь — источник богатства, плодородия и жизненной силы, — говорит Екатерина Киле. — Для кормления огня разводят небольшой костер, в который нужно бросить немного рисовой каши, кусочек лепешки и мяса. А еще, по поверьям наших предков, огню приписывалась способность даровать потомство. Поэтому во время ритуала женщины могут попросить у огня рождение сына.
Еще один обязательный ритуал — это обряд очищения. Для отпугивания духов в специальных чанах делают дымокур из болотного багульника, а затем все проходят через кольца тальника. Тоннель из трех тальниковых колец — стадии очищения души и тела.
Фестиваль открылся театрализованным представлением «Земля двух драконов». Здесь каждый номер и движение несет свою символику. Так, например, артисты детского образцового ансамбля «Тасима» отразили в своем танце «Охота» поединок грациозных ланей и охотников- мэргэнов. Красоту движений усиливали яркие образы и костюмы. Насыщенная программа еще раз показала, что культурные традиции малочисленных народов Приамурья не угасли, а, напротив, с каждым годом получают новое развитие.
— Вот уже пятый год подряд компания «Полиметалл» выступает социальным партнером в организации и проведении фестиваля «Аист над Амуром», — говорит Нина Гейкер, хормейстер народного фольклорного ансамбля «Сиун» и детского образцового ансамбля «Тасима». — За счет социального партнерства мы смогли сшить новые костюмы. В этом году компания выделила средства на материальное и техническое оснащение для нашего коллектива, а для села — на новое мультимедийное оборудование.
Кроме выступления артистов, в программу фестиваля вошли конкурсы в номинациях «Национальное жилище» и «Национальная кухня», конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства, дефиле современной и традиционной одежды с элементами национальной вышивки.
Для участия в конкурсе на лучшее национальное жилище ачанцы и приезжие гости из Омми, Джуена и Вознесенского всего за несколько часов соорудили своими руками хомараны.
— Хомараны — это летние жилища, которые изготавливают из веток тальника, — рассказывает Иван Бельды. — По желанию можно еще сделать для своего жилища двери из лозы. Внутри жилища вешается люлька для младенца, на полу стоит национальная посуда из бересты. Стены хомарана украшаются коврами ручной вышивки, узоры, которые на них изображены, не позволят злым духам проникнуть в жилище. А еще для защиты хомаранов возле них устанавливают обереги в виде деревянных кукол — сэвэны. У них нет изображения лица, так как глаза — зеркало души, и через них злые духи могут вселиться в куклу и навредить хозяину.
Особое внимание гостей привлекает выставка мастеров декоративно-прикладного искусства. На столах и стенах рукодельников расположилась национальная одежда и обувь, посуда, ковры, берестяные шкатулки, амулеты, обереги и многое другое. Чтобы разглядеть все вещицы, не хватит и часа, а у каждой из них — своя история! К примеру, праздничные халаты из рыбьей кожи, которые называются амири, ачанцы до сих пор делают старинным дедовским способом. На изготовление одного такого халата уходит почти 50 кетин, а сам процесс занимает от четырех до пяти лет. Для подготовки кожи к пошиву используют специальный инструмент — хамарани.
— Особенно ценится белая кожа сома или сазана, — говорит Людмила Ходжер. — Кусочки кожи сшивали нитками из той же кожи. На спине вышивали орнамент, изображающий три мира: верхний — небо, средний — землю, нижний — подземный мир, мир мертвых. В орнаменте, как правило, использовали изображения птиц и дракона. Краску для орнаментов делали из природных пигментов: отвара коры, порошка из камней, золы, лепестков цветов или ягод, смешанных с кетовой икрой.
Еще одна мастерица Людмила Ходжер продолжает семейное дело: более 40 лет она изготавливает амулеты, браслеты и обереги.
— Каждое изделие сделано из рыбьей кожи, а по краям украшено мехом норки. В центре оберега обязательно нанайский орнамент. Птицы — на удачу, черепашка — на долголетие и здоровье, а рыбки — женский оберег, чтобы найти семейное счастье. Чтобы оберег приносил своему новому хозяину пользу, нужно его зарядить. Поэтому, передавая его, я читаю специальный заговор или молитву. Потом этот амулет можно повесить дома над кроватью, носить как украшение или с собой в сумочке. Самое главное — стараться не повредить оберег.
Неподалеку от рукодельников нанайские хозяюшки развернули целый уличный ресторан. Здесь на выбор гостей и жюри конкурсантки представили богатый ассортимент национальных блюд: буда из риса, мучной напиток, дербита — сушеная кета, нанайский десерт солима и многое другое. Были и более привычные угощения: пироги, манты, пельмени, тала, салаты и холодные закуски. Основной ингредиент — конечно же, рыба.
— Я всю жизнь работала пекарем, поэтому больше всего люблю готовить лепешки — тасима и пикима, — делится Иннеса Ходжер. — Пикима — это лепешки, жаренные на сковороде, но без масла. А мои дети очень любят нанайский десерт под названием солима. Готовится он проще простого: смешиваем ягоды, мелко нарезанный хлеб или сухарики, все это заправляем сахаром и растительным маслом.
В конкурсе национальных блюд Инесса Ходжер принимает участие ежегодно. В этот раз принесла на дегустацию грибную икру из боровиков, щучьи желудки с рисом и луком, сакта чолони — суп из полыни, оладьи из щучьей икры и многое другое.
— Как всегда, наготовили как на свадьбу! — улыбается Инесса.
Ярким завершением праздника стало дефиле местных красавиц. Изящные костюмы лишний раз доказывают, что одежда нанайцев — особый вид художественного творчества, которое уходит корнями в глубину веков.
— Орнамент — один из ведущих компонентов костюма, — говорит Лидия Ходжер. — В его композиции заложена своеобразная модель гармонии мира и человека. Например, гармонию жизни символизируют три священных цвета: зеленый, красный и голубой. Они запечатлены даже на нанайском флаге, Для получения необходимых цветов предки использовали природные красители. А зимняя одежда в старину изготавливалась из пушнины и шкур домашних животных. Основными материалами для орнамента и вышивки по сей день являются рыбья кожа, ровдуга, текстиль, шелк.
На подготовку к юбилею села ачанцы потратили почти два месяца. И стоит отметить, что праздник получился действительно ярким и интересным. Наша редакция поздравляет всех жителей села Ачан с днем рождения и желает, чтобы таких добрых поводов и встреч у ачанцев было еще больше!
Больше фото с праздника можно посмотреть и скачать по ссылкам ниже.
Отметим, что в селе Ачан национальную нанайскую культуру поддерживают не только старожилы, но и молодежь. В этом году делегаты из села принимали участие в восьмом Молодежном форуме коренных малочисленных народов Севера в Амурске.