Удаль, шашки и лампасы: в ДК прошел казачий фестиваль «Станица»
В Амурске в седьмой раз прошел городской фестиваль казачьей культуры «Станица». На большой праздник съехались творческие коллективы и солисты из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, поселков Эльбан и Солнечный — всего около 150 человек.
Фестиваль начался в фойе Дворца культуры. Здесь развернулась выставка изделий ручной работы, а также прошел мастер-класс по созданию обрядовой куклы.
Гости праздника смогли также поприсутствовать на обряде верстания — посвящения в ряды казачества. Провел его атаман хутора «Славный» Комсомольска-на-Амуре и руководитель ансамбля казачьей песни «Ладья» Владимир Колодин.
— Для казака верстание — не просто праздник. Это серьезный шаг, к которому мужчина идет целенаправленно, взвешивая все последствия, зная, что обратного пути нет. Нельзя сегодня стать казаком, войти в общину, а завтра передумать. Вступить в наши ряды может каждый, но он должен заслужить это право своими поступками, делами на благо возрождения казачества, — отметил Владимир.
После обряда все желающие смогли принять участие в мастер-классе по казачьему танцу.
— Казаки — народ боевой и танцы у нас такие же. Например, танцы вприсядку и гопак включают реальные элементы сабельного боя с перекатами и прыжками. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков, — рассказал Владимир Колодин.
— Это очень быстрый, шустрый пляс. В нем чувствуются ловкость, сила и мужество. Здесь нужно мастерство — с первого раза так станцевать точно не получится, — отметила участница мастер-класса Алевтина Егоровна.
Оксана Баранова из хутора «Славный» рассказала гостям о том, какой должна быть настоящая казачка:
— В казачьем обществе у женщины всегда была своя, особая роль. Казачка соединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу, была верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности. В то же время она могла встать рядом с казаками с оружием в руках на защиту своей семьи. По поведению женщины судили о том, что из себя представляют ее муж, брат или отец. Безусловно, в семье главным был мужчина. Жена не имела права трогать оружие мужа, а в некоторых семьях в хате была мужская половина, куда женщине вход был запрещен. Если супруга не слушалась, то казак «учил» ее нагайкой. Бытовала даже поговорка: «Нагайка дается для того, чтобы ею бить коня, казака и жену». Инструмент воспитания, так сказать, держали на левом дверном косяке при входе в спальню. Конечно, сегодня многие традиции канули в лету. Казачка наравне с мужем может принимать решения, а где-то и свой характер показать.
После знакомства с казачьими традициями, гостей пригласили в большой зал Дворца культуры, где началась концертная программа.
Танцевальные коллективы лихо демонстрировали мастерство фланкировки — крутки шашкой.
— Шашка — длинный и легкий клинок весом меньше килограмма — это наше традиционное оружие. Для казаков она всегда была священной: ее берегли, передавали по наследству, освещали в алтаре, а в рукоять вкладывали частичку родной земли, — говорит Владимир Колодин.
Еще несколько интересных вещей атаман рассказал о традиционном казачьем костюме:
— Без чего невозможно представить казака, так это без лампасов. По ним можно определить, к какой общине принадлежит человек. У донских казаков лампасы красные, у кубанских и уральских — малиновые, у терских и оренбуржских — светло-синие, а на Дальнем Востоке и в Забайкалье — желтые.
Свое значение исторически имели и серьги в ушах казака. Серьга в левом ухе означала, что перед нами — единственный сын в семье, в правом — что он последний мужчина в роду. Снять такую серьгу казак мог только после рождения сына.
Предметом казачьей гордости всегда считалась кубанка. Это не просто шапка, а форменный головной убор. Крест на ней — символ света божьего. Перед боем, сняв кубанку, казаки молились на крест, прикладывались к нему губами и лбом, а потом надевали на голову, — заканчивает свой рассказ Владимир Колодин.
Казак без песни — не казак. У него есть песни на любой случай: обрядовые, хороводные, шуточные, свадебные, лирические, плясовые. Творческие коллективы познакомили гостей «Станицы» со всей их богатой палитрой.
По словам руководителя хабаровского ансамбля народной музыки и песни «Рождество» Николая Малышкина, казачья манера пения уникальна, не похожа ни на какую другую:
— В казачьих песнях присутствуют обрывы и повторения слов, широкие распевы слогов, вставки гласных в середину слова, частые междометия и восклицания. Это пение всегда идет от сердца, от радости внутри. Голоса поющих сливаются, создавая удивительную гармонию. И не важно, о чем поет казак — о войне или о любви — делает он это с душой.