Музыка делает человека счастливым
Татьяна Столярова уже 38 лет учит детей музыке. В амурской музыкальной школе она работает со дня ее основания. В этом году за особые заслуги в области культуры Татьяну Борисовну наградили памятным знаком Правительства Хабаровского края.
— Вы не ожидали приглашения на прием к губернатору?
— Награждение проходило в Хабаровске по случаю Всероссийского дня работников культуры. Всего награждали 28 человек. Все было очень красиво и торжественно. Я впервые была на таком официальном приеме. Конечно, для меня эта награда дорогого стоит.
— Как вы начинали свой путь в профессии?
— Я училась в музыкальной школе на Сахалине в городе Оха. Попасть туда было большой проблемой: в конкурсе на поступление стояла огромная очередь. Окончив обучение, я в 15 лет уехала в Хабаровский колледж искусств. А потом приехала в Амурск.
Начинала преподавать в школе искусств, которая находится на улице Амурской. Потом открылась музыкальная школа, в которой я работаю по сей день. С того момента и началась в моей жизни новая эпоха.
Наша школа почти 30 лет входит в 50 лучших школ страны и в тройку лучших школ края среди 46 школ. Главная заслуга нашего директора Вячеслава Скорохода в том, что он сохраняет здесь лучшие традиции детского музыкального образования. Мы воспитываем детей на лучших образцах классической музыки, и растим их до такого уровня, с которым легко поступить в любой колледж. А после колледжа наши выпускники нередко поступают в консерватории в Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне.
Я считаю подарком судьбы, что я оказалась именно в этой школе и с таким руководителем.
— Кем из своих выпускников вы гордитесь?
— Как я уже сказала, многие дети, окончившие нашу школу, выбирают музыку своей профессией. В этом году Зоя Ким будет поступать в Хабаровский колледж искусств, а на следующий год еще две девочки. Наташа Вдовина оканчивает обучение в Институте искусств во Владивостоке, Саша Кандауров учится на 2-м курсе в Новгородской консерватории, Даша Синицына в прошлом году закончила с отличием Российскую академию музыки имени Гнесиных. Даже те ученики, которые не стали музыкантами, все равно нас помнят, мы поддерживаем отношения и переписываемся.
Тяжело каждый раз расставаться с ребятами. Всегда кажется, что это самый лучший выпуск, и таких детей больше не будет.
Дети приходят к нам маленькие, но уже все разные. Бывают сопротивляющиеся, бывают и врединки, и руки твои отпихивают, пытаясь показать, что могут все сами (смеется). Мы всегда подскажем, поможем, и от урока к уроку дети становятся увереннее. Наступает день, когда они играют уже легко, мелодия выходит чистая и красивая. В этот момент душу наполняет неподдельная радость — значит, не зря были все старания и трудности.
— Вы сказали, есть те, кто сопротивляются. А почему? Не хотят заниматься?
— Это в нормальной детской природе — сопротивляется, когда говорят, что нужно сидеть по нескольку часов и повторять одно и то же. Нужно слушать себя, видеть ноты, видеть какой там пальчик, какой штрих. Прежде чем извлечь звук, нужно о нем подумать представить, а это очень сложно, поэтому дети сопротивляются.
Нужно обязательно учить всех детей музыке, потому что, независимо от того кем они станут, это обучение дает колоссальное развитие. Тут важна роль родителей: если ребенок вдруг передумал заниматься, то, не побоюсь этого слова, надо заставлять — мягко, но требовательно.
Моя любимая фраза: «Если бы Моцарт не имел строго отца, мир не имел бы Моцарта».
— А вас родители заставляли заниматься?
— У меня все было по традиционному сценарию. Фортепиано меня заворожило, и я очень хотела учиться. Мама отвела меня в музыкальную школу по моей же просьбе, но потом, конечно же, пришлось заставлять. Были моменты, когда я обижалась и сердилась на нее, но сейчас думаю, что нужно было еще сильнее заставлять. Большую роль сыграл авторитет моей учительницы. Наталью Николаевну Васильеву я не просто любила, а боготворила. Мне всегда хотелось быть такой, как она. Когда в 3-м классе музыкальной школы я попала в ее класс, у меня не осталось других мыслей — только о том, чтобы учиться музыке.
— Как распознать талант ребенка?
— Наши преподаватели подрабатывают в детских садах и, если замечают способности детей, говорят об этом родителям. Но иногда родители отвечают — «Нет, нам это не нужно». Я тогда вспоминаю один случай. У меня была подружка с абсолютным слухом. Как она пела, как она слышала музыку! Это был бы уникальный музыкант, но ее не привели вовремя в музыкальную школу. Также мы проводим профориентацию в школах, но лучше всего начинать заниматься музыкой с 4-5 лет, потому что в 7 наши дети уже активно выступают на конкурсах.
— Есть ли у вас какие-то удивительные истории, связанные с музыкой?
— В моей школе был случай, когда у одной девочки были проблемы с математикой, и врачи дали родителям совет отдать ее в музыкальную школу на фортепиано. Ее привели, но конкурс на обучение по классу фортепиано был большой, поэтому девочку взяли играть на домре. Она окончила школу с отличием по классу домры, потом получила пятерку по математике и поступила на физико-математический факультет.
— Меняется ли что-нибудь в преподавании музыки со временем? Может быть, появляются какие-то новые технологии?
— Хороший вопрос. Жизнь меняется и люди считают, что и в обучении нужно что-то менять, но это большая ошибка. Потому что лучше того образования которое уже было, на котором выросла наша лучшая пианистическая школа, придумать нельзя. Конечно, интернет дает больше возможностей — например, слушать, что есть лучшего в мире. Мы это применяем, чтобы ученики услышали произведение в идеальном исполнении. А в мое время этого не было — педагог тебе поиграл, и ты повторил за ним.
— Играете ли вы со своими учениками что-то из современной музыки?
— Мы воспитываем детей только на классике. Это основа основ. Если человек хорошо овладел классической базой, он сыграет любую другую, в том числе и современную музыку. А вот обучаясь на современной музыке, классику не сыграешь.
Мы обучаем, конечно, не профессионалов, а скорее грамотных ценителей музыки. Потому что музыка делает человека счастливым.