Не ремесленник, а творец
Евгений Карачевский известен амурчанам не только как талантливый художник, работающий в нескольких техниках, но и как педагог, обучающий в Доме молодежи детей работе с керамикой. Творчеством он занимается несколько десятков лет, и его картины находятся в частных коллекциях многих стран мира. При этом художник очень любит родной Амурск и частенько изображает его в своих работах.
— Почему вы решили стать художником?
— Как ни странно, но стать художником мне помогли шахматы. Этим видом спорта я увлекся в первом классе, по инициативе отца. Меня заинтересовало то, как фигуры располагаются на доске. К тому же, параллельно с занятием шахматами я срисовывал карикатуры из журнала «Крокодил». Мне нравились там типажи лиц. Бывало, когда разыгрывались шахматные партии, я придумывал на их основе истории и рисовал их. Так рисование постепенно вытеснило этот интеллектуальный вид спорта из моей жизни.
С третьего класса я стал рисовать более осознанно. Меня приняли в изостудию Дома молодежи. С тех пор и по сегодняшний день я рисую. Рисование из увлечения переросло в профессию. Я окончил педагогический университет. Мои первые выставки состоялись, когда я учился в шестом классе. Родители поддерживали меня в моем начинании. Хотелось, конечно, и побегать по улице, но изо дня в день я все же возвращался в мастерскую и рисовал.
— Какой была ваша первая картина?
— Первые мои две работы были посвящены победе в Великой Отечественной войне. Они были написаны пером и отправлены на конкурс в Москву, где я получил гран-при. Сейчас эти картины находятся в нашем Краеведческом музее. После армии я некоторое время не писал картин, но работал учителем рисования в школе. Когда моя дочь подросла, и я отправил ее обучаться в Художественную школу, то решил вновь заняться творчеством.
— Какие материалы вам больше всего нравится использовать?
— Мне больше всего нравится работать простым карандашом. На моей первой выставке в художественной школе Амурска было выставлено около 12-ти работ, основанных на русских народных сказках. Есть у меня и цикл, посвященный различным людским порокам и недостаткам. Все сюжеты для них взяты из жизни моей или моих друзей. Например, картина «Мамина песня» завершила так называемый карандашный цикл социальных работ. Суть ее в том, что дети вырастают такими, какую песню им поет мать. На картине я изобразил свою племянницу и ее мать.
— В каких техниках вы предпочитаете работать? Расскажите об их особенностях.
— Я пользуюсь техникой высокой печати, создавая гравюры, а также глубокой печати, делая офорты. Работаю с двумя цветами: черным и белым. Многое делаю на их контрастах. Раньше гравюры делали на линолеуме. Сейчас такого жесткого, как надо, не производят, поэтому создаю изображения на пластике. Сначала вырезается рисунок. Сверху накладывается слой краски, а на специальном станке производится печать — получается оттиск.
Офорт выполняется на цинковой или медной доске, а также на твердом пластике. Картина выцарапывается иглой. Внутрь заливается краска. На изображение кладется мокрый лист бумаги, а затем на станке производится печать. Мочить бумагу нужно, чтобы она могла попасть в вырезанные изображения. Сухой лист не будет деформироваться.
При офорте и гравюре можно сделать несколько одинаковых изображений. Если я буду делать каждый оттиск самостоятельно, то все работы, сколько бы их ни было, будут оригинальными и авторскими. Так можно участвовать в нескольких выставках сразу. Если кто-то возьмет мою доску и сделает с нее изображения, то это будут уже копии. Количество работ будет зависеть от желания автора. Их может быть десяток, а может и одна. Если работ несколько, то ценнее будут те, которые сделаны ближе к первой. Особенно это заметно в гравюрах на картоне. Этот материал может порваться, отслоиться. На картоне обычно делают всего два-три оттиска, затем он деформируется. При нанесении изображений на черно-белых гравюрах и офортах лично я использую кое-какие секреты. Например, чтобы воссоздать идеально белый цвет для снега, прибегаю к помощи зубного порошка.
— Есть ли ваши работы в частных коллекциях за границей?
— Да, таковые имеются. Например, мои работы есть в Швейцарии, Испании и Германии. За границу они попали благодаря Хабаровскому союзу художников. Приобрели мои готовые работы, так как на заказ я не пишу. Этим, на мой взгляд, должны заниматься ремесленники, а я пишу, когда приходит вдохновение. К тому же, у меня нет цели заработать творчеством.
— Как возникают замыслы картин?
— Это происходит самым неожиданным образом. Бывает, идеи появляются по пути на работу. Я стараюсь как можно быстрее их воплотить. Были и интересные случаи. Например, однажды я, находясь один дома, взглянул на натянутый на планшете чистый лист бумаги и увидел в нем картину. Тут же взял черную гуашь и нарисовал. Работу назвал «Нежность». На ней девушка и парень сидят спиной. Картина побывала на многих выставках. У меня ее пытались купить, но я не стал продавать, так как это подарок жене.
У нас в пойме Амура много прекрасных мест. Люблю бывать на горе Маглой. Иногда красивые виды бывают и на дачах. Как-то я строил дом, где со второго этажа открылся прекрасный пейзаж. Я тут же начал рисовать. Или бывало, на лодке переплывал Амур и с противоположного берега писал Амурск — получалось прекрасно.
— А вообще, у нас здесь много красивых мест. Как-то во время пленэра увидел медведя, который был на далеком расстоянии. Я сфотографировал его, а потом написал на одной из картин.
— Пишите ли автопортреты?
— Себя я особо не писал. Были случаи, когда делал карикатуры. Например, «Автопортрет с чайником». Даже работая над чужим портретом, предпочитаю сначала сделать шарж на этого человека.
— Приходилось ли изображать членов своей семьи на картинах?
— На одной из картин изображен мой сын с трубой. Вообще он играет на аккордеоне, но этот инструмент не подходил, и я заменил его. Самого сына на картине отправил служить, надев на него военную одежду. Сын увидев картину, улыбнулся. Понравилась она ему.
— В вашей мастерской много керамических изделий. Расскажите об этой стороне своего творчества.
— Лепить я начал с детства, как и рисовать. Первыми моими работами были свистульки. Их я делал из глины, которую приносил с речки, расположенной возле дачи. Лепил и игрушечные пистолеты. Затем попробовал работать с гончарным кругом и стал делать сувениры. Работать с глиной приятно. Оставляешь весь негатив и получаешь только теплые чувства, ведь глина является прекрасным антидепрессантом. Керамике я обучаю и детей в изостудии. Мы с ними создаем полезные в быту изделия и сувениры.
В мастерской, где Евгений проводит занятия, наш герой сам оформил стены, а помогли ему его воспитанники. Но работает художник не только с детьми, на его занятия по керамике приходят и взрослые. Евгений уверен, что искусством можно заниматься в любом возрасте, поэтому напоследок читателям интернет-журнала «ПроАмурск» он пожелал не бояться реализовывать свои мечты.
Больше мечтайте и творите! — сказал художник.