Экология с пеленок
В нашем городе есть детский сад № 48 с милым названием «Амурчонок». Судя по его страничке в «Инстаграме», там все время происходит что-то интересное: дети ставят спектакли, осваивают необычные техники рисования, проводят опыты. Мы попросили заведующую детским садом Аллу Зайцеву рассказать, чем живет «Амурчонок» и как сделать занятия в садике по-настоящему увлекательными и полезными.
Детский сад № 48 был построен в 1987 году. Сегодня в нем 12 групп для детей с 2 месяцев до 7 лет. В 2011 году «Амурчонку» присвоили статус «Базовое образовательное учреждение» с приоритетным направлением «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через использование игровой развивающей технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». А с 2017 года в садике появились занятия по химии и экологии.
— Алла Юрьевна, сначала традиционный вопрос, который мы задаем всем героям нашей рубрики: вы коренная амурчанка?
— Да, мои родители приехали в Амурск в середине 60-х годов, а в 1968 году родилась я.
В 1986 году я поступила в Институт физической культуры и спорта в Хабаровске на специальность «тренер-преподаватель по пулевой стрельбе». Там же получила диплом инструктора по лечебной физической культуре и массажу. В Амурск вернулась в 1990 году, уже вместе с мужем Евгением. А через год у нас родился сын Роман.
— Почему решили вернуться?
— На самом деле, мне этого не очень хотелось — в большом городе нравилось больше. Но в Амурске жили мои родители, и я знала, что здесь у меня будет работа. А мой муж часто ездил сюда на соревнования по боксу, и ему очень нравился наш Дворец спорта. Поэтому решение о переезде он поддержал. Только с возрастом я поняла, что сделала правильный выбор — все чего я достигла, стало возможным именно здесь, в моем родном городе.
— Как получилось, что, имея диплом тренера, вы пришли в детский сад?
— Сначала я работала во Дворце спорта — инструктором по физической культуре и на полставки тренером по пулевой стрельбе. А в садик устроилась после рождения сына. Начинала инструктором по физкультуре, потом стала старшим воспитателем, заместителем заведующего, а с конца 2013 года — заведующей детским садом «Амурчонок».
— Если коротко, в чем заключается ваша работа?
— Многие думают, что заведующий — это человек, который сидит в своем кабинете и подписывает бумаги. Но на самом деле рассказать о моей работе коротко не получится. В моем подчинении 75 сотрудников — они все разные, с каждым нужно найти общий язык. То же относится и к родителям наших воспитанников. Я должна знать работу со всех сторон — это и образовательная деятельность, и хозяйственная часть, и материально-техническая. У заведующего всегда «ушки на макушке»: если я из кабинета слышу, что кто-то плачет или ссорится, обязательно выхожу узнать, что случилось.
На работе я отдаю так много энергии, что дома хочу просто побыть в тишине. Родные относятся с пониманием, знают, что мне нужно восстановить ресурс.
— Чем отличается «Амурчонок» от других садов в Амурске?
— У каждого из наших садиков есть какие-то особенности. Например, «Амурчонок» является базовым дошкольным учреждением по внедрению развивающей интеллектуальной технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Весь образовательный процесс строится на ее использовании: педагоги внедряют игры Воскобовича для коррекции речевого развития детей, для развития элементарных математических представлений, обучения рисованию. Кроме того, в каждой группе есть специальные уголки, наполненные дидактическим материалом, в которых дети самостоятельно играют в течение дня. Мы с удовольствием делимся нашим опытом, и многие детские сады уже используют его в работе.
Последние три года наш детский сад работает еще и в эколого-химическом направлении: в рамках реализации концепции инженерного образования в Хабаровском крае «Амурчонок» вошел в краевой химический кластер по направлению «Химические технологии». Нашими социальными партнерами стали центр «Натуралист» и Амурский политехнический техникум. Начали мы с занятий по экологии: сотрудники «Натуралиста» проводили с ребятами конкурсы, викторины, квесты. На уроках в Ботаническом саду дети изучали и высаживали растения, а потом за ними самостоятельно ухаживали.
Химия стала продолжением экологии. Амурский политехнический техникум организовал для ребят и их родителей экскурсии в химическую лабораторию. Таким образом, папы и мамы воочию увидели, где их дети смогут в будущем учиться.
Сотрудники АПТ приходили в садик и ставили вместе с детьми познавательные опыты. Например, на рисовании ребята экспериментировали с солью — смотрели, какие реакции возникают при попадании на нее воды и краски, пробовали рисовать кристаллической, мелкой, сухой и мокрой солью. Воспитатели в игровой форме рассказывали им о химических элементах.
У нас не было цели дать малышам академические знания. Скорее мы хотели объяснить им, что такое экология и как химические вещества влияют на окружающую среду.
В 2019 году мы описали и оформили наш опыт работы — теперь он внесен в районную картотеку инновационного педагогического опыта и доступен другим образовательным учреждениям для использования. А мы тем временем продолжаем занятия.
— Что изменилось в «Амурчонке» за эти два года?
— В первую очередь, территория детского сада — дети, родители и наши сотрудники занимаются ее озеленением. Вместе с Падалинским лесхозом мы создали собственную экологическую тропу: посадили кедровые деревья, рябину, ясень и другие растения Амурского района. Летом здесь проходят занятия. В старших группах ребята самостоятельно оформили уголки природы и экологического воспитания, поводят простые эксперименты с растениями.
— Какие еще интересные занятия есть в садике?
— На музыкальных занятиях мы изучаем с детьми танцы и музыку народов Приамурья — для этого купили национальные музыкальные инструменты, сшили костюмы. А на занятиях физкультурой ребята изучают традиционные игры коренных народов и уже второй год участвуют в спартакиаде по северным национальным видам спорта.
— Почему вы решили ввести в программу такие занятия?
— Наш город был построен на территории нанайского села, и мы должны уважать тех, кто здесь жил испокон веков, сохранять их культурные традиции. Кроме того, так мы воспитываем в детях толерантное отношение к другим национальностям, показываем, что все люди равны.
По патриотическому воспитанию тоже ведется большая работа. Водим детей в музеи, изучаем историю Амурска. Сейчас ребята вместе с родителями рисуют генеалогическое древо своей семьи.
У нас уже стартовал марафон Победы, в рамках которого запланировано много мероприятий. Например, в музее ребята уже узнали, как пишется фронтовое письмо, а теперь готовятся к семейному конкурсу военной песни.
— Как инструктор по физическому воспитанию, вы, наверное, большое внимание уделяете еще и оздоровлению детей?
— Безусловно, и это не только потому, что я сама имею отношение к спорту. С 1997 года наш сад работает по комплексной программе «Радуга», задача которой привить и сохранить привычку к здоровому образу жизни. Наша гордость — это бассейн.
Два раза в неделю дети занимаются плаванием под руководством тренера. По моему опыту, такие занятия очень эффективны: к выпуску из садика многие дети уже умеют плавать.
— С какого возраста вы рекомендуете отдавать ребенка в сад?
— По моему опыту, лучше делать это с года. Дети в этом возрасте легче адаптируются и меньше болеют. Кроме того, они быстрее учатся самообслуживанию — одеваться, есть ложкой, ходить в туалет. Даже педагоги и методическая служба отмечают, что такие малыши, в отличие от двухлеток, в определенный момент начинают развиваться быстрее. Это заметно и по освоению образовательной программы.
— Говорят, в «Амурчонок» могут принимать детей даже с двух месяцев.
— Это правда. В Амурске и Амурском районе пока только два таких садика. В нашем учреждении для этого созданы пять мест. Конечно, нюансов здесь очень много: за малышами нужен особый уход. Благодаря поддержке Управления образования, молодежной политики и спорта мы создали все условия для приема в детский сад самых маленьких амурчан.
— С какими трудностями вам приходится сталкиваться в работе?
— Трудности, конечно, есть, но в моей работе все же больше положительного, потому что дети — это бесконечный заряд позитива.
— «Амурчонок» ведет свою страницу в «Инстаграме». Зачем?
— Я, как руководитель, знаю, сколько всего интересного проводится у нас для детей. А многие родители об этом не знают. Утром привели ребенка, вечером забрали. Когда мы начали показывать нашу ежедневную работу в «Инстраграме», родители стали проявлять активность. У них появилась мотивация участвовать в конкурсах и акциях, как-то себя проявлять.
— Как еще вы привлекаете родителей к жизни садика?
— Начну с того, что мы давно отказались от таких устаревших форм общения, как родительские собрания. Вместо этого ищем новые способы взаимодействия: проводим совместные мероприятия, тематические занятия «Полезная пятница», фестивали, акции. Летом дети готовят для родителей театральные представления под открытым небом. Большинству мам и пап такой подход очень нравится.