Инженер, который учит
Проработав более 30 лет инженером на разных предприятиях, Николай Юрченко нашел себя в преподавании — с 2010 года он ведет в Амурском политехническом техникуме спецдисциплину «Технология машиностроения». На его счету множество побед на профессиональных конкурсах и почетное звание «Учитель года».
Именно с подачи Николая Юрченко в АПТ начало развиваться направление инженерного дизайна. В учебную программу этот предмет не входит, преподаватель обучает ребят по собственной инициативе. Результат на лицо — его студенты занимаются с удовольствием и пишут отличные курсовые и дипломные работы.
— Николай Николаевич, расскажите немного о себе. Вы коренной амурчанин?
— Нет. Я родился в Приморском крае, в городе Большой Камень. Окончил Дальневосточный политехнический институт имени Куйбышева по специальности «технология машиностроения». А после института в 1984 году по распределению приехал в Амурск.
— Каким вы увидели город в первый раз? И что он значит для вас теперь?
— Тогда мы с женой были молоды, и нас тянуло посмотреть новые места. Мысли были такие: поживем, и если не понравится, переедем куда-нибудь еще. В то время город был молодой, цветущий. Помню, вокруг было огромное количество молодежи. Нам это пришлось по душе. Ну а потом затянуло — работа, новые друзья, квартира, дача... Так и остались надолго.
Теперь Амурск для нас — это город где выросли наши дети. Где мы работали и дружили. Где остался результат нашего труда.
— Каким был ваш путь от инженера до преподавателя?
— Я 18 лет отработал на заводе «Вымпел» — сначала инженером-технологом в инструментальном цехе, затем мастером работать, заместителем начальника цеха. А в 2002 году меня пригласили на новый Дальневосточный инструментальный завод. Там я отработал 6 лет руководителем технологического бюро. Если на «Вымпеле» моя работа была связана с очень точными изделиями, то на новом месте я поменял направление и занимался нестандартным производством. К сожалению, у завода дела тоже стали идти неважно и я остался без работы. Но скоро получил очередное приглашение — в Комсомольск-на-Амуре, на авиастроительный завод. Пару лет поработал там, уволился, и тут меня позвали в Амурский политехнический техникум, с которым я уже долгое время сотрудничал, участвовал в экзаменационной комиссии.
— И вы сразу согласились?
— Скажем так, я никогда не мечтал работать учителем. Хотя на «Вымпеле» у нас было бюро обучения, где я преподавал теорию технологам-стажерам. Так что какой-то опыт у меня был. Еще одним плюсом стало то, что я живу рядом с техникумом — до этого всю производственную жизнь приходилось работать вдали от дома.
— Помните ваш первый урок?
— Первый не помню. Помню что, в первое время было тяжеловато, особенно в плане общения со студентами. Я немного не привык, что ребята бывают разного уровня, сильные и слабые. Этот процесс притирки продлился около двух лет.
— А были мысли: «Все, увольняюсь!»?
— Конечно, особенно поначалу. Сейчас я уже поменял отношение к студентам, стал по-другому себя вести. Стал мудрее.
— В чем для вас заключается основная цель преподавания? Какие главные мысли, идеи вы хотели бы передать студентам?
— Словами это трудно выразить. Я больше душой и сердцем чувствую, что им нужно. Не всегда удается «вдолбить» нужные знания, поэтому я стараюсь научить ребят учиться. Не запомнить что-то, а понять, как дойти до этого, как найти. Например, как сделать на 3D-принтере какую-то деталь. Мы часто делаем подарки для близких к праздникам, брелки для техникума к Новому году. Или, допустим, в спортзале у тренажера сломалась запчасть, и мы тут же делаем новую. Работаем не только на принтерах, но и на станках. Бывает, кому-то нужно изготовить что-то в личных целях — это всегда пожалуйста. Я помогу, покажу. Пусть практикуются, это же техника будущего.
— Я знаю, что помимо учебной программы вы участвуете со студентами в различных чемпионатах. Расскажите об этом поподробнее.
— Несколько лет назад в Хабаровском крае появилось движение WorldSkills. В 2015 году мы с ребятами впервые приняли участие в этом чемпионате, в компетенции «Токарные работы и фрезерные работы на станках».
Тогда у нас, конечно, были сложности: в техникуме просто не было такого оборудования, как на соревнованиях, поэтому готовились мы в основном теоретически.
Практики было мало, познакомиться с оборудованием мы смогли только на чемпионате в Хабаровске. Ну и понятно, что наше выступление было неудачным. Чтобы это не повторилось, со следующего года я начал заниматься со студентами инженерным дизайном.
— Что включает подготовка в этом направлении?
— Вообще, инженерный дизайн подразумевает моделирование деталей машин, их виртуальную сборку на компьютере и представление модели в движении, то есть, анимацию. Узлы, механизмы детали должны двигаться, перемещаться и к тому же саму сборку необходимо наглядно представить. Задания на чемпионате очень сложные. Можно сказать, что их выполнение по силам только инженеру с высшим образованием. Поэтому студентов на чемпионат я начинаю готовить с лета, в течение трех месяцев.
— Насколько я знаю, вы и сами участвовали в чемпионате и довольно успешно?
— Вообще WorldSkills — это соревнования молодых профессионалов, но в прошлом году там появилось направление «Навыки мудрых» — для профессионалов старше 50 лет. Соревнования прошли в 26 компетенциях. Участников было много — 1690 человек из 80 регионов России и 28 других стран. Я участвовал в номинации «Инженерный дизайн CAD». Победил и попал на российский чемпионат в составе команды Хабаровского края. Команда включала в себя 30 молодых участников и в «Навыках мудрых» я был единственным. В итоге занял второе место. Признаться честно, было страшновато, но все получилось. Мне очень понравилась обстановка и организация всероссийского этапа, который проходил в выставочном центре «Казань Экспо» — огромные просторные павильоны, много интересного оборудования, в том числе и очень дорогого.
— Вернемся к будням. Как проходит обычный рабочий день преподавателя?
— Я преподаю уже 9 лет и по большей части предметов у меня есть определенные наработки. Поэтому когда я смотрю расписание, то точно знаю, как будет строиться каждый урок. Труднее когда в техникуме появляется новая специальность — в этом году это мастер слесарных работ. Хотя в прошлом на производстве я имел дело с этими работами, все равно без подготовки не обойтись — нужно сделать презентацию, принести из мастерских модели, продумать план занятия. На это уходит много времени. В день у меня бывает от одной до четырех пар. Но это не значит, что в остальное время мне нечего делать. Пары закончились — нужно проверить работы, поставить оценки.
Примерно часов до пяти я в техникуме. А потом домой приходишь, отдохнешь — и снова за компьютер. Самому нужно тоже набираться новых знаний. Приходиться читать очень много учебной литературы, изучать графические программы.
— А как вы проводите свободное время? И есть ли оно?
— Конечно, есть. Без отдыха нельзя. Я живу под девизом: «Умеешь работать, умей и отдохнуть». По будням отдыхаю пассивно, на диване. В выходные — физический труд на даче, гараж, машина. Ну и рыбалка бывает иногда, обычно в зимнее время. Стараюсь путешествовать. Благодаря участию в чемпионатах, это получается делать чаще. В отпуск езжу к детям: одна дочь у меня живет в Питере, другая — в Хабаровске.
— Где проще работать — на производстве или в техникуме?
— Это нельзя сравнить. На заводе была пятидневная рабочая неделя — восемь часов отработал и свободен. А тут шесть дней работаешь, вроде бы закончил работать, а голова уже думает о том, что будет в понедельник. Расслабиться почти не удается.
— Как по-вашему, изменились ли за 9 лет ребята, которые приходят в техникум?
— Я не вижу особых изменений. Единственное, что у студентов сейчас нет цели и слабо развита мотивация. Они не знают, куда им идти работать, не представляют своего будущего. Из-за этого у многих нет заинтересованности в учебе.
— Вы встречаетесь с бывшими студентами?
— Да, встречаюсь. Они часто приходят ко мне домой, иногда даже семьями. Делятся со мной своими успехами, новостями. Я вижу, что они благодарны мне за те знания, которые получили. Студенты моего первого выпуска, которые затем поступили в Комсомольский политехнический университет, в этом году заканчивают его с отличием, так же, как закончили техникум. Конечно, мне это очень приятно. Я спокоен за этих ребят, потому что уверен, что они найдут себя в этой жизни.
— Как вы считаете, вы состоялись как преподаватель?
— Если быть честным, я себя преподавателем не считаю. Хоть у меня и есть теперь педагогическое образование, я себя считаю исключительно инженером. И, наверное, именно с этой стороны стараюсь передать свои знания студентам.