Чудо-урожай и летательный аппарат: какие научные эксперименты проводят юные амурчане
В эколого-биологическом центре «Натуралист» прошла научно-практическая конференция. В этом году она стала 27-ой по счету. Дошкольники и школьники представили экспертной комиссии свои исследовательские работы в области орнитологии, ботаники, физики и биологии.
Представленные исследовательские работы на научно-практической конференции в этом году оказались весьма разнообразными и интересными. Юные ученые экспериментировали с выращиванием газонной травы в домашних условиях, узнавали, чем питаются улитки ахатины, изучали в экспедициях видовое разнообразие деревьев и обитателей реки Амур, определяли физико-химические свойства коровьего молока и не только.
Я увлекаюсь физикой и люблю читать комиксы про супергероев, — рассказывает Семен Шиндер. — Однажды у меня возник интерес, а можно ли изобрести в домашних условиях некое компактное оборудование, которое позволит также летать. Так в моей голове родился эксперимент по созданию электролизера для получения водородного топлива. Водород, добытый путем электролиза, считается, самым экологически чистым и эффективным топливом. Потому, что при его сгорании образуется вода, которую можно использовать повторно. Водородное топливо подходит для любой техники, даже для автомобилей. Необходимые меры безопасности в ходе эксперимента мною были соблюдены, однако не рекомендую другим ребятам ставить подобные опыты в домашних условиях, так как это небезопасно.
Если старшеклассники являются уже опытными ребятами и подходят к своим исследованиям по-взрослому, то малыши еще только делают свои первые шаги в науку. Поэтому их эксперименты больше похожи на детские занимательные опыты.
— Мы стараемся формировать у ребят научное мышление, начиная с дошкольного возраста. Поэтому участие в подобных конференциях обогащает их опытом работы в исследовательской деятельности. Они учатся логически выстраивать работу и правильному подходу к выбранной теме: вначале изучают необходимую литературу, смотрят кто уже до этого описывал подобный опыт, затем выдвигают сами гипотезы. Одно дело узнать необходимое из открытых источников, а другое — попробовать провести эксперимент самостоятельно и посмотреть, что из этого получится. А потом ребята либо убеждаются в правоте выдвинутой гипотезы, либо наоборот признают ее не подтвердившейся. Такое в исследовательской работе тоже случается. Большинство из представленных сегодня работ, станут отправной точкой и продолжением научно-практического исследования по выбранной теме в дальнейшем.
Самые юные докладчики — дошколята и учащиеся начальных классов. К примеру, воспитанники детского сада №49 Ульяна Сокольская и Наталья Вставская рассказали участникам конференции, о том, что в почве содержатся все необходимые питательные элементы, для выращивания растений — вода, воздух, минеральные соли, песок и частички глины. Для подтверждения гипотезы, вместе со своим научным руководителем-педагогом дополнительного образования центра «Натуралист» Татьяной Базылевой, девочки провели шесть разнообразных опытов.
Еще одна участница конференции в младшей секции Валерия Пороховская, ученица 3 «В» класса школы № 9, выращивала дома газонную траву нетрадиционным способом: при помощи экологической игрушки-травянчика. Изделие для исследовательской работы она изготовила собственными руками.
— Голова игрушки сделана из чулка, а внутри земля и семена, которые будут прорастать через ткань. Однако мой первый эксперимент по выращиванию газонной травы не удался, семена почему-то не взошли. Но мы решили попробовать с родителями еще раз. Взяли у бабушки на даче землю и купили два пакетика новых семян. Первые ростки появились спустя два дня, — рассказывает о своих опытах Валерия. — Игрушка — это не только приятный экологический сувенир, а еще польза в быту. Например, с помощью травянчика возможно выращивать разную микрозелень и употреблять ее в пищу.
Научно-практическая конференция, как и другие экологические мероприятия проводится ежегодно в рамках проекта «Здоровая среда дело каждого!», который реализуется совместно с компанией «Полиметалл» с 2013 года.
— Участие в качестве эксперта на конференции, где школьники представляют свои научно-исследовательские работы — для меня новый опыт. Было занимательно посмотреть, что сегодня изучают современные школьники, какие темы их интересуют, и подход участников конференции к исследовательской деятельности. В итоге получились достойные защиты. Докладчики провели реальные исследования, по итогам которых получился не только оформленный результат, но и готовый продукт. Например, интерактивный иллюстрированный атлас о видовом разнообразии птиц Амурска и Амурского района, которым теперь могут пользоваться другие школьники. Чувствуется, что проделанная работа это не придуманные доклады их научными руководителями, а личная заинтересованность ребят выбранной темой. После защиты жюри задавало школьникам каверзные вопросы, при этом они не входили в ступор, а уверенно отвечали и показывали блестящее владение материалом, — поделился Андрей Панишев, начальник отдела защиты и охраны окружающей среды Амурского ГМК.
По итогам конференции все участники, победители и призеры получили от организаторов памятные подарки. А лучшие исследовательские работы, войдут в сборник докладов и будут делегированы на другие экологические конкурсы разных уровней.
Победители научно-практической конференции:
Младшая секция
1 место — Валерия Пороховская, школа № 9. Исследовательская работа «Выращивание экологической игрушки-травянчика».
2 место — Таисия Черемных, школы № 7. Исследовательская работа « Изучение птиц-синантропов пятого микрорайона города Амурска в осенний период».
3 место — Ульяна Криулина и Алина Ляхова, школы № 4. Исследовательская работа «Пищевые предпочтения улитки ахатины».
3 место Елена Ботвина, школа № 9. Исследовательская работа «Аптека под ногами. Лекарственные и пищевые растения Дальнего Востока».
Старшая секция
1 место — Семен Шиндер, школа № 3. Исследовательская работа «Экологические аспекты использования электролизера».
2 место — Кирилл Волохов, объединение «Районная экологическая школа». Исследовательская работа «Эколого-географический анализ орнитонаселения города Амурска и Амурского района».
3 место —Диана Бахматова, школа № 3. Исследовательская работа «Определение физико-химических свойств коровьего молока».