Развиваться, играя
Интерактивные планшеты, песочницы, современные диагностические материалы, тренажеры, обучающие комплексы – эти и многие другие новинки появились в Амурском центре социальной помощи семье и детям. Новое оборудование будет использоваться в работе психологов, для социальной адаптации юных амурчан, коррекционной деятельности и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Амурском центре социальной помощи семьей и детям с подопечными работает целая команда специалистов — педагоги-психологи, воспитатели и инструктор-методист ЛФК. Для детей и подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в подразделениях учреждения организованы разнообразные формы работы — кружковая деятельность, проводятся обучающие и лечебно-оздоровительные занятия, творческие мастер-классы. Благодаря новому оборудованию, которое учреждению помогла приобрести в этом году компания «Полиметалл», педагоги смогут сделать занятия максимально эффективными, разнообразными и интересными.
— Социальный проект, в котором принял участие Амурский гидрометаллургический комбинат, получился действительно значимым для работы всего учреждения, — говорит Вадим Кипоть, управляющий директор Амурского ГМК. — Отмечу, что компания осуществляет комплексный подход в поддержке многих учреждений города, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проводят с ними коррекционную работу. Особое внимание уделяется оснащению специализированных кабинетов психологов, логопедов, дефектологов.
Как будет задействовано современное оснащение в работе с детьми, специалисты учреждения продемонстрировали наглядно на торжественном открытии обновленных кабинетов. В зале для занятий лечебно-оздоровительной физкультурой гостей встретил инструктор-методист Александр Горбунов. Его подопечные — дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет. К каждому ребенку у него имеется индивидуальный подход.
— Мы приобрели полусферу Босу для выполнения упражнений на координацию движений, батут, мягкие спортивные модули, — демонстрирует новинки Александр Горбунов. — Еще начнем внедрять в работу горку с лестницей. С помощью нее хорошо отрабатывать навыки хождения по ступенькам, подниматься в гору или спускаться. Особенно это полезно ребятам с неврологическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательной системы. Данное оборудование рекомендуют многие физические терапевты и реабилитологи. Кстати хочу отметить, что у меня нет шаблонных комплексов занятий, к каждому ребенку индивидуальный поход. На первом занятии я оцениваю способности ребенка, также обращаю внимание на имеющиеся особенности здоровья и нарушения в развитии. Например, его ориентацию в пространстве, как он ходит и садится, где идет мышечный дисбаланс. Первую встречу обязательно записываю на камеру, чтобы потом пересмотреть и ничего не упустить. Затем составляю план-программу занятий, которые проводятся бесплатно. Первые результаты реабилитационной и коррекционной работы можно заметить уже через месяц, но у всех это происходит по-разному.
Приятные перемены коснулись и кабинета педагога-психолога, который расположен в одном из подразделений учреждения — в отделении социальной реабилитации. В результате кабинет получился не только красивым и уютным, но и многофункциональным. Его разделили на несколько зон: первичного приема и консультаций, индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы. Есть даже уголок для релаксации и снятия эмоционального напряжения.
— Для детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными условиями коррекции важно не только организовать современный развивающий процесс, но и создать для них комфортные условия пребывания в кабинете психолога. Например, за счет правильной организации пространства и удобной мебели. А благодаря интерактивному оборудованию и разнообразным методическим игровым комплексам у ребят повышается мотивация и интерес к обучению, — отмечает Надежда Чупрова, психолог отделения социальной реабилитации.
Каждая из зон кабинета психолога имеет свои обучающие функции. Для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми педагоги теперь задействуют стол с кинетическим песком и интерактивный планшет, в котором содержится большое разнообразие развивающих программ, методических пособий и дидактического материала.
— Одна из встроенных интерактивных программ — «Раскройся миру», которая превращает обучающий процесс ребенка в игру. Она включает в себя около 40 упражнений и 380 заданий по окружающему миру, математике, на развитие логики, памяти и мышления. Больше всего ребятам полюбились игра в ассоциации и обводить по контуру фигуры — это активизирует работу обоих полушарий мозга. Также есть возможность настроить работу планшета под индивидуальные особенности здоровья детей: включить функцию субтитров для слабослышащих ребят, увеличить масштаб изображения или отрегулировать насыщенности цвета и звука, — рассказывает педагог-психолог.
Для групповой работы педагоги-психологи используют развивающие наборы «Монтессори» и «Дары Фребеля», а также многофункциональный стол для творчества. Работать за таким столом могут одновременно шесть детей. У каждого отсека имеется ящик для хранения материалов и встроенный планшет, который позволяет проводить на занятиях песочную терапию. Крышка стола тоже непростая — на ее поверхности можно рисовать маркером. Эти современные новинки, как и прочие также были приобретены на средства социальных инвестиций от компании «Полиметалл».
— Песочная терапия очень увлекательное занятие. В игровой форме из материала можно слепить печенье или кексы, написать на песке пальцем или поиграть в цифры-пальчики. Ребенок увлечен игрой, а педагог в это время может со стороны следить за динамикой поведения. Такие упражнения развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, концентрацию внимания, логическое мышление и другие функции. Игровые наборы «Монтессори» и «Дары Фребеля» предназначены для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это огромная помощь в нашей работе. Исследуя каждые детали, дети учатся сравнивать и отбирать предметы по определенным признакам: форме, цвету, размеру. Также активно развивается зрительная память, — рассказывает о современных педагогических подходах психолог Галина Трифонова.
В зоне для снятия эмоционального напряжения расположились панно с кривыми зеркалами и интерактивная пузырьковая колонна. Еще имеется уголок для уединения с мягким диваном и занавесками. Здесь ребёнок может послушать релаксационную музыку, терапевтические сказки или просто отдохнуть в перерыве между занятиями.
Еще
одна радостная новость для всего коллектива и проживающих в отделении
социальной реабилитации — ремонт в столовой. Здесь заменили практически все —
покрасили стены, повесили шторы и яркие картины, установили новую мебель —
столы и стулья. А благодаря мармиту — столовой технике для подогревания еды,
теперь имеется возможность накормить горячим вторым всех опоздавших из школы на
обед детей. По словам директора учреждения, такое оборудование ценно тем, что
он более безвредно в использовании.
— Мы очень ждали момента, когда у нас тоже появятся добрые помощники, которые окажут нам содействие в ремонте кабинетов специалистов сопровождения и в приобретении современного оборудования для развивающей работы с детьми. И вот этот день, когда исполнились мечты всего коллектива, наступил. А у детей появился шанс изменить свою жизнь к лучшему. За что большая благодарность Амурскому гидрометаллургическому комбинату, — выражают признательность сотрудники центра.
Для справки: в этом году финансовую помощь от компании «Полиметалл» также получили два краевых учреждения, которые расположены в Амурске — детский дом № 12 и школа-интернат № 14. В специализированной школе отремонтировали спортивный зал, класс для занятий с психологом и кабинет ранней помощи детям от нуля до трех лет.