Я у мамы физик
Как влияет звук на струю воды, почему мыльные пузыри замерзают на морозе, кто придумал двухэтажный автобус — на эти и другие вопросы искали ответы амурские школьники. Учащиеся школы № 5 представили на научно-практической конференции свои проекты и исследовательские работы.
Научно-практическая конференция «Поиск-2022» проходила среди учащихся начальных и старших классов школы № 5. Ребята защищали свои проекты и исследовательские работы по двум направлениям — «Гуманитарные науки» и «Естественнонаучные дисциплины». К примеру, в первой секции, ученик 9-го «Б» класса Артем Бутков рассказал об истории двухэтажного автобуса, а его одноклассник Иван Волосевич провел для участников конференции и членов жюри виртуальную экскурсию по Букингемскому дворцу. Некоторые ребята подошли к своим проектам творчески: Анастасия Салова презентовала нарисованный анимационный мультфильм «Цена Победы», посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
— Успешная защита проекта стала необходимым условием допуска к выпускным экзаменам. Поэтому готовить и защищать проекты вместе с педагогами дети начинают с ранних лет. А еще проектная и исследовательская деятельность учит школьников выступать на публике, правильно находить и отбирать информацию, составлять презентации, отвечать на вопросы экспертов и оформлять результаты своей работы. Этот опыт им непременно пригодится в университете, — отмечает Татьяна Салова, преподаватель русского языка и литературы.
— Стоит отметить, что многие проекты ребят можно доработать и сделать готовым продуктом. Например, виртуальную конференцию по Букингемскому дворцу, на своих уроках могут использовать учителя истории, литературы, мировой художественной культуры и иностранного языка.
В это время в другом кабинете свои исследовательские работы и проекты защищали юные ученые. Ребята представили экспертной комиссии свои наблюдения и эксперименты из области химии и физики: как звук влияет на струю воды, а шум — на здоровье человека, а также какова физика мыльных пузырей. Также выясняли, какая лампа лучше — накаливания или энергосберегающая и почему невозможно создать вечный двигатель. А еще демонстрировали научные приборы, сделанные своими руками.
— Нам было интересно что-то смастерить своими руками. Так пришла идея сделать приборы, которые можно использовать на занятиях по физике. Для этого мы взяли самые обычные материалы: поролоновую губку, стеклянную солонку, часть деревянной вешалки и другие, — рассказывает Дмитрий Насрединов. — Актуальность и научная новизна нашего проекта заключается в том, что в школьном учебнике по физике есть множество интересных тем, в изучении которых как раз пригодились бы эти изобретения. Таких статичных моделей в нашей лаборантской нет и в продаже их тоже не бывает.
По словам педагогов, некоторые проекты из представленных имеют особую ценность. Учащийся 9-го «А» класса Илья Епифанов, рассказал, как в домашних условиях можно идентифицировать неизвестное вещество, например сахар, крахмал или аммиак. Результаты своей работы он оформил в виде таблицы и инструкции по применению. Особенно полезной она окажется для дачников.
— У многих ребят уже имеется большой опыт в проектной и исследовательской деятельности, поэтому темы для работ они уже выбирают сами исходя из своих интересов и предпочтений, — отмечает Татьяна Никишина, учитель физики и астрономии школы № 5. — Например, когда в нашей школе сдавали макулатуру, среди прочего сырья был старый списанный учебник по химии. Илья Епифанов случайно наткнулся на эту книгу и забрал ее. В ней был описан похожий опыт: как с помощью подручных средств в домашних условиях можно определить химическое вещество. Илья долго вынашивал свою идею, в итоге получилась вот такая таблица.
Ребята, которые приняли участие в конференции, получат зачет по проектной деятельности. А победители представят свои исследовательские работы на районном этапе научно-практической конференции «Эврика». Кроме того, некоторые ребята планируют реализовать свои проекты в жизнь и представить их в конкурсах на гранты.