Буллинг в школе: как распознать и что делать?
Почему школьники проявляют агрессию, издеваются над другими детьми и как защитить своего ребенка от травли в школе — эти и другие вопросы все чаще поднимает общественность. В школе № 6 города Амурска прошло мероприятие «Стоп, буллинг».
Термин «буллинг» трактуется как издевательство, травля и агрессивное преследование человека. Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. Слово «буллинг — новое, но явление — старое. Все мы помним советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Экранизация, где в главной роли снялась популярная певица Кристина Орбакайте — наглядный пример того, как выглядит детский буллинг.
Если еще 40 лет назад такие случаи считались вопиющими, то сейчас по данным психологов, травле в школе подвергается каждый десятый школьник в мире. В средствах массовой информации мы все чаще встречаем пугающие заголовки: «видео с избиением одноклассника», «суицид из-за травли в школе» и другие. Почему так происходит, что делать, если ребенка травят в школе, как понять родителям, что его чадо подвергается насилию со стороны одноклассников — эти и другие вопросы подняли учащиеся 7-го «А» класса школы № 6. Вместе с классным руководителем ребята подготовили профилактическое мероприятие под названием «Стоп, буллинг».
— В ноябре прошлого года классный руководитель 7-го «А» класса проводила родительское собрание на тему буллинга. Ребятам эта тема откликнулась, и они изъявили желание самостоятельно провести мероприятие в рамках «Литературного клуба» среди учащихся с пятого по одиннадцатый классы, — рассказывает Лиля Шилинцева, педагог-библиотекарь. — Существует очень много художественных произведений, в которых поднимается тема детской травли, где очень подробно описано, как это выглядит и какие есть пути решения проблемы. Поэтому за основу мероприятия я предложили ребятам взять повесть «Чучело» Владимира Железнякова. История из книги была основана на реальных событиях, которые произошли с племянницей писателя.
Участниками первого мероприятия, которое провели организаторы, стали учащиеся пятого класса. Вначале ребятам показали сценку-разговор мамы и ребенка, которая наглядно демонстрирует, как меняется поведение ребенка, подвергающегося травле в школе, и на что родителям следует обратить внимание. После этого на экране появились те самые неприятные фрагменты из фильма «Чучело» и видеоистории реальных людей, которые пережили в детстве буллинг.
— Сегодня теме буллинга уделяется больше внимания, чем это было пятнадцать лет назад. Раньше об этом могла знать только узкая группа людей — классный руководитель, родители и коллектив класса. Сейчас очень развиты социальные сети и все чаще на просторах интернета мы сталкиваемся с историями, которые порой заканчиваются трагически, — отмечает Татьяна Патрина, классный руководитель 7-го «А» класса школы № 6. — Поэтому необходимо проводить такие профилактические мероприятия.
— С раннего возраста дети должны понимать, что может повлечь за собой травля и психологическое насилие по отношению к другому ребенку. А те, кто стали жертвой буллинга, будут знать, что делать и как себя вести, если с ним случилась такая ситуация.
Татьяна Патрина также отметила, что от буллинга никто не застрахован. Чаще всего объектом травли становятся добрые, скромные и открытые к другим людям дети — как Лена Бессольцева из «Чучело». Или наоборот настоящие лидеры, которые попали в новый коллектив. В этот же список чаще всего психологи относят ребят, чем-то не похожих на других: цветом кожи, национальностью, ограниченными возможностями здоровья или полнотой.
— Я знаю примеры, когда активный ребенок приходил в новый коллектив, где уже есть лидер, который не желает уступать свое место новенькому. Тогда начинается соперничество, уже устоявшийся лидер становится агрессором, собирает вокруг себя команду и буллит того ребенка, — говорит Татьяна Патрина. — Бывает так, что в классе есть дети, которым необходимо утвердиться за счет других. Они выбирают самого скромного или доброго ребенка и начинают над ним издеваться.
По слова педагога, опасность буллинга в том, что многие дети боятся рассказать о случившемся даже родителям. Они остаются со своей проблемой один на один и терпят унижения годами.
— Если родители видят изменения в поведении своего ребенка, им нужно проявить бдительность и постараться выяснить причину. Поводом для переживаний могут стать: замкнутость, снижение успеваемости, нарушение сна, повышенная раздражительность или резкая смена настроения. На любые вопросы родителя, связанные со школой у ребенка начинается агрессия. Также любые поводы не пойти в школу или уйти из нее, например, симуляция болезней — резко заболело горло или живот, хотя еще утром к этому не было никаких предпосылок, — продолжает педагог. — Мне как классному руководителю никогда не приходилось сталкиваться с буллингом среди учащихся. Каждый выпуск — это дружный коллектив. Тем не менее, учителя вместе с психологами всегда на чеку, и если подобное когда-нибудь произойдет, то реакция будет незамедлительной.
После кинопросмотра началась дискуссия. Пятиклассникам предложили разделиться на три команды и в игровой форме обсудить тему буллинга. В первом задании дети поочередно выписывали на листе эмоцию, которую, по их мнению, испытывает человек подвергшийся буллингу. Затем команды рассуждали над вопросом «Кто виноват в травле: человек или общество?» и «Что нужно сделать, чтобы буллинг прекратился?».
— Я в младших классах тоже столкнулась с буллингом — не самые приятные ощущения. Поэтому мне захотелось обратить внимание других школьников на существующую проблему, на то, что буллинг — это плохо и жестоко. Также вместе с одноклассниками мы рассказали ребятам как следует поступить, если ты стал свидетелем буллинга или наоборот над тобой издеваются другие дети. В первую очередь нужно не бояться рассказать об этом своим родителям или классному руководителю. Иначе своим бездействием, ты делаешь только хуже, и это будет продолжаться еще долго. — Если совсем неоткуда ждать помощи, тогда можно позвонить в полицию или на горячую линию психологической помощи по номеру +7 499 791 2050 и рассказать о своей проблеме.
Более подробную информацию по теме буллинга, вы узнаете в прямом эфире со школьным психологом, который мы проведем в ближайшее время на нашей страничке в «Инстаграме». Чтобы не пропустить, подписывайтесь на нас и следите за анонсами событий.