Умный пол и большой компьютер
В детском саду № 21 в этом году появилось новое мультимедийное оборудование для работы с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья. С помощью «умного пола» педагоги могут оживить буквы, цифры и сказки: клик мышки позволяет выбрать любое пространство и превратить занятие в увлекательную игру.
В рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве администрации Амурского района и компании «Полиметалл» в этом году детский сад № 21 получил финансовую поддержку на реализацию проекта по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. «Дети разные — детский сад один» — так называется проект, который разработала целая команда педагогов.
— На сегодняшний день в дошкольном учреждении 208 детей, из них 38 имеют ограниченные возможности здоровья. В детском саду функционируют три группы — две компенсирующей направленности и одна комбинированной — для детей с тяжелыми нарушениями речи. С детьми у нас работает целая команда специалистов: два педагога-психолога, три учителя-логопеда и учитель-дефектолог, — рассказывает Марина Турская, заведующая детским садом № 21. — В прошлом кабинет учителя-логопеда и учителя-дефектолога был ботаническим садом, который находился в плачевном состоянии.
— Своими силами мы отремонтировали помещение и создали образовательное пространство для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Не хватало только современного интерактивного оборудования. Хочу отметить, что в рамках социально-экономического сотрудничества с компанией «Полиметалл» мы успешно реализовали уже третий проект.
В рамках проекта специалисты учреждения приобрели интерактивный пол, развивающий стол и набор «Дары Фрёбеля». Новое оборудование многофункционально, поэтому его можно будет использовать как в работе с детьми, обучающимся по основным общеобразовательным программам, так и имеющим ограниченные возможности здоровья. К примеру, благодаря проектору Interactive Project пол в музыкальном зале детского сада теперь можно превратить в интерактивную поверхность с богатой анимацией. С его помощью можно развивать память, внимание, творческий потенциал, воображение, сенсорику, координацию, речевые функции, социально-коммуникативные навыки у детей с трех лет. Программное обеспечение, к которому подключается «умный пол», насчитывает около 70 разнообразных игр, например, на темы классификации животных, изучения времен года, букв, счета и состава слова. Также имеются командные игры, направленные на физическое развитие детей, например, футбол и хоккей.
— Интерактивный пол — это напольная проекция, которая реагирует на движение ребенка. Попадая в зону проекции, ребенок своими движениями заставляет картинку оживать. Представьте себе, что в помещении детского сада вдруг появилось футбольное поле или проезжая часть со светофорами, машинами и пешеходами.
— В ходе игры дети взаимодействуют с различными предметами — животными, героями сказок, геометрическими фигурами разных форм. Это только малая часть игр — они бесконечно вариативны.
— Разнообразие игр интерактивного комплекса позволяет выстроить индивидуальный маршрут для развития и обучения каждого ребенка, погружая его в волшебный мир, где ему многое удается, — говорит Марина Турская. — При этом во время занятий дети могут и не заметить, что проходят лексические темы, решают сложные задачи и выполняют обучающие задания. Они просто играют с интерактивным полом и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, наши педагоги будут использовать новое оборудование для проведения утренников, например, превращая пол в летнюю полянку или зимний лес. Поэтому проектор установили в музыкальном зале, чтобы у всех педагогов была возможность задействовать в своей работе различные интерактивные игры.
Еще одну цифровую новинку — интерактивный стол, установили в кабинете логопедов и дефектологов. Интерактивная панель включает в себя четыре приложения: «Логомер» — общая методика, в которой заложены игры и упражнения на речевое развитие, «Правила дорожного движения», «Рисование» и «Умный ребенок» — игры на развитие внимания, логического мышления, памяти, математических способностей, обучение грамоте и многие другие. Всего в методической копилке большого компьютера имеется 313 игр, которые можно обновлять или добавлять к ним новые. Стол удобно регулируется по росту детей, что позволяет работать на нем даже самым юным дошколятам, начиная с трех лет.
— В приложении «Логомер» есть много разных методик для развития речи детей. Например, игра «Овцы и волки» развивает фонематический слух. Суть игры в том, что на спине у каждой овцы располагается картинка, в которой есть звук «а», но в одном из предложенных слов этот звук отсутствует — это волк, который замаскировался под овцу. Детям нужно определить, где спрятался волк, то есть в каком слове нет звука «а». Для этого ребята сначала вслух проговаривают каждое слово, — рассказывает Елена Белокрылова, учитель-логопед детского сада № 21. — С помощью приложения «Рисование» дети могут не только раскрашивать картинки, но и писать буквы. Причем есть возможность работать даже в небольшой группе — панель рассчитана до 20 касаний. Плюсы оборудования есть еще в том, что оно имеет «любящую» методику обучения: игра никогда не накажет ребенка, если он что-то сделал не так, а даст возможность довести дело до конца и найти правильный ответ.
Кроме покупки нового интерактивного оборудования, в рамках проекта в кабинете специалистов еще заменили окна на металлопластиковые, приобрели шкафы для дидактического материала и развивающее пособие «Дары Фрёбеля». Набор состоит из 14 модулей, с разным наполнением: фишки, геометрические фигуры, шнурки, бусины, палочки, кольца, полукольца и другое. С помощью них можно составлять слова, схемы, сказки, предметные и сюжетные картины.
— В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, необходим комплексный подход. Поэтому занятия на интерактивной панели будут дополнять задания, связанные с дидактическим материалом, — отмечает Надежда Горобец, учитель-дефектолог. — Например, модуль «Кольца и полукольца» из набора «Дары Фрёбеля» открывает ребенку нестандартное видение предметов. Фишки, палочки, цветные фигуры прекрасно подходят для тренировки навыков счета и служат материалом для составления красочных картинок и узоров.
— Таким образом, занятия с дидактическим материалом пробуждают в маленьком исследователе интерес к познанию мира и свойствам различных предметов.
Напомним, что в 2021 году в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве администрации Амурского района и компании «Полиметалл» финансовую поддержку получили 14 проектов на сумму более одиннадцати миллионов рублей. Месяц назад детский сад № 49 также реализовал проект, направленный на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
— Познакомившись с проектами на практике, я вижу, что они действительно рабочие. Реализация этих проектов дает педагогам возможность разработать новые методики и формы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, повысить их интерес к обучению и производить высокую степень коррекций различных нарушений, — говорит Алексей Козлов, заместитель директора по общим и социальным вопросам Амурского филиала компании «Полиметалл». — Несмотря на общую цель, проекты получились разными и по-своему интересными. С помощью интерактивного оборудования занятия получаются увлекательными. Видно большую заинтересованность педагогов и их нацеленность на результат.
В этом году защита проектов проходила в администрации Амурского района 15 и 18 октября. Какие инициативы представили амурчане к реализации в 2022 году, скоро можно будет прочесть на нашем сайте.