Волшебные экраны
В детском саду № 49 в этом году появилось новое мультимедийное оборудование для работы с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Интерактивные образовательные системы позволят педагогам сделать занятия интереснее, динамичнее и превратить обучение в увлекательную игру.
В рамках социально-экономического сотрудничества Администрации Амурского района и компании «Полиметалл» в этом году детский сад № 49 получил финансовую поддержку на реализацию проекта по работе с детьми, имеющим ограниченные возможности здоровья. «Подари счастье детям» — так называется проект, который реализуется по программе с единым названием «Вместе без границ». Его разработала целая команда педагогов: воспитатели, дефектолог, психолог и логопед.
— Ограниченные возможности здоровья у детей бывают не только опорно-двигательной системы или слуха: сюда входят еще задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, расстройство аутистического спектра и многие другие, — подчеркивает Светлана Гоголь, учитель-дефектолог. — Таким детям трудно усваивать образовательный материал, нужны вспомогательные программы, чтобы помогать им в развитии и вызвать у них мотивацию и интерес к обучению. А без этих двух факторов результата не будет.
Для занятий с детьми, у которых имеются особые образовательные потребности, в рамках проекта педагоги приобрели разнообразный дидактический материал, пузырьковую колонну, пособия, практические игры из дерева, мебель и мультимедийное оборудование: интерактивный комплекс «Лого-7», смарт-панель и образовательную систему «ЭдуКвест». Новое оборудование помогает специалистам детского сада усовершенствовать процесс обучения и развития детей, заинтересовывать и мотивировать их к участию в занятиях. С его помощью можно наглядно знакомить детей с природными явлениями, животными и птицами и многое другое.
— В каждом дошкольном учреждении есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя диагностика позволяет за период нахождения в детском саду провести коррекционную работу так, чтобы дети вышли в общеобразовательные школы, — отмечает Наталья Сиденкова, начальник Управления образования, молодежной политики и спорта. — Иметь такое оборудование в каждом детском саду — это мечта. Даже детям, которые обучаются по основным общеобразовательным программам, также пригодятся такие интерактивные занятия. Потому что они формируют различные навыки, которые потребуются им в школьной жизни. Благодаря поддержке, которую предоставляет компания «Полиметалл», наши образовательные учреждения ежегодно модернизируются и позволяют расширить возможности для занятий педагогов с детьми.
Кабинет дефектолога и логопеда разделен на несколько интерактивных зон, каждая из которых имеет свои обучающие функции. К примеру, система «ЭдуКвест» состоит из десяти основных тематических модулей, включающих в себя 218 заданий, направленных на развитие речи, математического представления, зрительной моторной координации, мелкой моторики рук и знакомство с окружающим миром. По словам педагогов, весь представленный комплекс упражнений в первую очередь способствует развитию у детей графических навыков, которые необходимы в школе, например, на письме. В образовательной системе есть также интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления и электронный дневник, куда записываются все заслуги и оценки малышей.
Еще один интерактивный комплекс — «Лого-7» — разработан специально для детей с нарушением речи. Он представляет собой яркую навесную доску. Благодаря сенсорному экрану дети учатся работать не только с современными интерактивными технологиями, но и развивают моторику пальцев. Мультитач-экран позволяет работать двумя руками одновременно. В данный комплекс входит более ста развивающих материалов и упражнений: артикулляционная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения для дифференциации звук и букв, множество разных игр на развитие связной речи и умение ребенка составлять описательный рассказ.
— Одним из инструментов для познания на наших занятиях является еще одна образовательная смарт-панель, которая предоставляет огромные возможности в развитии детей. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, — говорит Анжелика Михайлина, учитель-логопед детского сада № 49. — На занятиях мы применяем практические презентации и видеозанятия, также показываем динамические паузы и физминутки. Еще смарт-панель можно использовать на занятиях изобразительного искусства. Например, порисовать стилусом или пальцем, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь в процессе они еще и учат цвета.
Помимо цифрового оборудования кабинет оснастили еще напольными тренажерами — балансировочными досками «Бельго». Упражнения на такой доске напоминают лечебную физкультуру. В ходе занятий дети учатся не просто держать равновесие, а устраняют еще множество других проблем: моторную неловкость, нарушение координации движений и другие.
— В нашем детском саду это уже вторая выпускная группа, ее посещают десять детей. Когда они только пришли, им требовалась большая педагогическая и коррекционная помощь, ведь некоторые из них даже не разговаривали. За два года, благодаря вспомогательным материалам, комплексному подходу, а также занятиям с дефектологом, психологом и логопедом, ребята многому научились. А теперь у нас появилось еще и много интерактивного оборудования. Практически все дети уже близки к возрастной норме. В следующем году они пойдут наравне с другими школьниками в обычные общеобразовательные классы, — говорит Светлана Гоголь, учитель-дефектолог. — В детском саду есть воспитанники, которые тоже имеют ограниченные возможности здоровья и тяжелые нарушения речи, но они не вошли в эту группу по возрасту. Мы приводим их в наш кабинет и работаем с ними индивидуально.
Образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги детского сада составляют самостоятельно уже не первый год. Методические разработки учителя-дефектолога Светланы Гоголь и логопеда Анжелики Михайлиной внесены в районную базу данных инновационного материала и находятся в свободном доступе для других специалистов образовательных учреждений Амурского района. Опыт работы педагогов оценен не только на районном, но и краевом уровне. Детский сад № 49 является победителем конкурса «Лучший детский сад по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
— Сегодня мы наглядно увидели, что благодаря энтузиазму и профессионализму педагогов, который растет в том числе с приобретением нового технологического оборудования, можно достигать замечательного результата, — говорит Алексей Козлов, заместитель директора по социальным вопросам АО «Полиметалл УК». — Проект, который реализовался в этом году, поможет в школьной жизни еще многим выпускникам детского сада. Нам приятно быть частью этой команды и вносить свой вклад в образование подрастающего поколения.
Для справки: в 2020 году в Администрации Амурского района к защите было представлено более сорока социально значимых проектов. По итогам отбора победителями стали 14 проектов, которые получат в 2021 году финансовую поддержку от компании «Полиметалл» на сумму более одиннадцати миллионов рублей. До конца октября амурский детский сад № 21 также реализует проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.