Научный старт
Какими полезными свойствами обладает мед из одуванчиков? Как влияют моющие средства для посуды на окружающую среду и здоровье человека? Какие виды земноводных обитают на территории Амурского района? На эти и многие другие вопросы искали ответы начинающие исследователи. Полученные результаты своих открытий они представили на ежегодной научно-практической конференции.
6 декабря в эколого-биологическом центре «Натуралист» прошла ежегодная научно-практическая конференция. С 2013 года данное мероприятие является частью большого экологического проекта «Здоровая среда — дело каждого!», реализуемого при поддержке компании «Полиметалл». В этом году воспитанники детских садов и школьники Амурского района представили экспертам 12 докладов. Темы исследовательских работ вновь оказались весьма разнообразными и интересными. К примеру, ребята из младшей возрастной группы экспериментировали с проращиванием семян в разных грунтах, изучали полезные свойства одуванчиков, места произрастания мха, круговорот воды в природе и многое другое. Найти ответ на интересующие вопросы юным ученым помогли разнообразные опыты и наблюдения.
— У нас на даче всегда растет много одуванчиков. Папа сказал, что они считаются сорняками. А я подумал: «Неужели такой красивый цветок, похожий на солнышко, не приносит никакой пользы?» И решил провести исследование. Я изучил много разной литературы и выяснил, что на самом деле это растение обладает лекарственными свойствами, используется в лечебных целях, для приготовления пищи и в косметологии. А еще одуванчик — предсказатель погоды. Примерно за восемь часов до начала дождя чашечка цветка закрывается, даже если в небе светит солнце. Самое известное блюдо из одуванчиков — сироп, его еще называют медом. Он имеет приятный вкус и нежный цветочный аромат. Приготовить целебное лакомство в домашних условиях не составит никакого труда. Нам потребовались вода, сахар, лимон и не менее 500 головок одуванчиков, которые нужно собирать в полдень, чтобы головки цветов были максимально раскрыты. Подробный рецепт приготовления такого меда можно найти в интернете. Корни и листья растения тоже можно использовать в пищу. Например, для приготовления салатов и отваров. Но это будет целью моего исследования в следующем году.
Если дошкольники и учащиеся начальных классов только делали свои первые шаги в науку, то старшеклассники представляли уже более серьезные доклады: из области ботаники, медицины, гидрологии и зоологии. Большая часть исследовательских работ является результатом экологической экспедиции «Формика», в которой побывали воспитанники «Натуралиста» вместе со своими педагогами на летних каникулах. Среди участников средней и старшей возрастной секции наивысшую оценку от членов жюри получил Вадим Ануфриев. Объектом его изучений стали амфибии.
— С детства очень любил наблюдать за лягушками. Поэтому мне было интересно узнать, а какие вообще виды земноводных обитают на территории Амурского района? Во время экспедиции вместе с педагогом Дарьей Александровной Шумаковой мы обследовали небольшие временные водоемы, на месте отработанных карьеров. В итоге зафиксировали семь видов земноводных из отряда бесхвостых: различных жаб, лягушек и квакшу. Среди них дальневосточная жаба, занесенная в Красную книгу. Также нам встретились два представителя отряда хвостатых — сибирский углозуб и уссурийский когтистый тритон. Оказалось, что большое влияние на видовое разнообразие амфибий оказывает состояние окружающей среды. В загрязненных и захламленных водоемах лягушек очень мало, и они небольших размеров. Мы производили замеры, сравнивали с научными данными об этих видах и пришли к соответствующим выводам. В ходе исследования ни одно животное не пострадало и было возвращено в свою естественную среду обитания. Работа по изучению видового разнообразия земноводных будет продолжена в следующем году.
Некоторые ребята подошли к своим исследованиям не только научно, но и творчески. Так, ученица 2-го «Г» класса школы № 7 Наталья Вставская и пятиклассница из поселка Тейсин Вероника Горлова предложили экологичную альтернативу целлофановым пакетам. Девочки изготовили своими руками шопер и экосумку-авоську. Данные изделия они продемонстрировали экспертам и другим участникам конференции.
— Спасибо ребятам и их руководителям за выбор таких интересных тем. У кого-то в ходе исследования даже получился готовый продукт. Пусть доклады малышей еще не похожи на серьезные исследовательские работы, но все впереди. Благодаря участию в конференции они приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, учатся выдвигать гипотезы, подтверждать их или опровергать, выступать на публике, отвечать на вопросы экспертов и многому другому. Это непременно пригодится им не только в школе, но и в университете.
По итогам конференции все участники, победители и призеры получили от организаторов памятные подарки. А лучшие исследовательские работы будут дорабатываться и делегироваться на другие экологические конкурсы.
ПОБЕДИТЕЛИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Младшая секция:
- 1-е место — София Аббасова, ученица школы № 7;
- 2-е место — Дмитрий Федоров, ученик школы № 5;
- 2-е место — Полина Сухарева, воспитанница центра «Натуралист» и детского сада № 52;
- 3-е место — Наталья Вставская, ученица школы № 7;
- 3-е место — Виктория Власова, воспитанница центра «Натуралист» и детского сада № 49.
Старшая секция:
- 1-е место — Вадим Ануфриев, воспитанник центра «Натуралист»;
- 2-е место — Игорь Кожемякин, воспитанник центра «Натуралист»;
- 3-е место — Владимир Кузьменков, воспитанник центра «Натуралист»;
- 3-е место — Илья Кожемякин, воспитанник центра «Натуралист».