Когда школьная доска «оживает»
Электронные дневники, мир дополненной реальности, доски, на которых пишут не мелом, а стилусом — эти и многие другие современные технологии сегодня активно внедряются в школах и используются в образовании. В начале учебного года в школе № 9 появилась интерактивная панель SmartBoard. В чем преимущество данной техники, как ее используют на уроках и что изменилось в процессе обучения благодаря новому оборудованию, рассказала учитель английского языка Галина Старцева.
Цифровизация с каждым годом охватывает все больше сфер, и образование — не исключение. Чтобы успевать за современными детьми, сегодняшнему учителю важно быть в тренде и использовать новые технологии на своих уроках. Для этого амурские педагоги регулярно принимают участие в различных проектах и конкурсах.
Одним из таких является образовательный проект «Пять шагов к успеху», направленный на повышение качества образования.
В рамках него у преподавателей городских школ есть возможность представить свою идею и получить от компании «Полиметалл» грантовую поддержку. Например, на модернизацию учебного кабинета или приобретение цифрового оборудования.
— В этом году на очном этапе конкурса было представлено десять проектов, — отметила Наталья Сиденкова, начальник управления образования Амурского района. — Три из них получили финансовую поддержку на приобретение различных гаджетов и техники. Преподаватели уже получили освоили новое оборудование и вместе с учащимися активно используют его на уроках. Современные технологии помогают педагогам сделать учебный процесс интересным и увлекательным, разнообразить формат работы на уроках и внеурочной деятельности. Но самое главное — повысить успеваемость учащихся и качественно подготовить их к решению олимпиад и сдаче ЕГЭ. Поэтому школы Амурского района стараются входить во всевозможные программы, которые позволяют им улучшить материально-техническую базу учебных кабинетов. Например, ежегодно по два образовательных учреждения района получают интерактивное оборудование в рамках федеральной программы «Цифровизация», открываются «Точки роста».
Учитель школы № 9 Галина Старцева давно хотела, чтобы кабинет иностранного языка, в котором она работает, стал современным и в нем появилась цифровая техника. Благодаря защите своего проекта и победе в конкурсе «Пять шагов к успеху» ее мечта осуществилась. В начале учебного года на смену простой меловой доске пришла интерактивная панель SmartBoard. По сути, это огромный планшет, имеющий доступ к различным платформам, где находятся десятки тысяч заданий, обучающих приложений и разработанных сценариев уроков по английскому языку.
— Если использование интерактивной доски предусматривает обязательное наличие проектора, то панели он не нужен. Взаимодействие с ней происходит при помощи касаний пальцем, в стилусах и маркерах также нет необходимости. Интерактивная панель — это автономный гаджет, который напоминает увеличенный планшет. Он оснащен встроенным компьютерным модулем на базе Android с предустановленными приложениями и инструментами для учителя. Благодаря своим инновационным функциям панель SmartBoard способна не просто демонстрировать презентации, изображения и видеоролики, а переводить школьные уроки в формат игры или увлекательное путешествие. Урок получается динамичным.
Галина отмечает, что наглядность, доступность, мотивация, мобильность — это далеко не все преимущества работы с электронной доской. Подача информации с ее помощью стала разнообразнее и нагляднее, это позволяет дольше удерживать внимание детей и развивать зрительную память. Однако техника — это всего лишь помощник на уроке. Главными действующими лицами образовательного процесса всегда остаются ученик и учитель. И если педагог не сможет заинтересовать ребенка, то эффект даже от самого лучшего оборудования будет равен нулю.
Возможности и весь арсенал полезных функций интерактивной панели педагог и ее учащиеся освоили быстро. Недавно Галина Старцева провела открытое занятие с восьмиклассниками и наглядно показала, как используют новую технику на уроках английского языка. Вначале ребята проходили говорение — выходили поочередно к электронной доске, собирали из разных букв слова, произносили их и переводили. Для отработки еще одного этапа урока — аудирования —школьники работали с платформой Skyteach. Приложение включает в себя несколько уровней сложности — для начинающих, средний и продвинутый. Также можно выбрать вид упражнения — диалог, устную речь или статьи из британской прессы.
— С приложением удобно работать при построении предложений после их прослушивания. Не нужно тратить время на запись в тетрадь и его проверку. При помощи интерактивной панели все происходит за считанные минуты. Кроме того, при выполнении задания на электронной доске, учитель сразу видит ошибку, мы вместе ее разбираем и тут же исправляем. Раньше аудирование проходило при помощи колонок, подключенных к компьютеру. Качество звучания и произношения аудио сейчас намного лучше, чем было, — отмечают учащиеся восьмого класса.
Большую часть открытого занятия посвятили тренировке с учащимися грамматических навыков во времени PresentSimple. С помощью платформы «Геймеры» ребята проходили космический квест в виде компьютерной игры. По словам педагога, применение на уроках игровых элементов помогает ей достигать учебных целей и превратить учеников из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. А еще сэкономить целую пачку бумаги на распечатке заданий.
— Квест, который мы проходили, содержит упражнения по грамматике. Благодаря геймификации скорость работы увеличилась, сейчас за пол-урока можно выполнить минимум три-четыре комплексных задания, вместо одного в тетради. Например, на экран выводится ряд предложений, нужно выйти и вставить в них пропущенные слова в нужной форме. Когда ребята пишут самостоятельно в тетрадях, у меня нет возможности проверить каждого и оценить, где он ошибся, в каком месте возникли затруднения. Сейчас на интерактивной панели работает каждый из класса. В случае ошибки она тут же отрабатывается. Если сравнить результаты восьмого класса с прошлым годом, то у многих учеников есть прогресс. В первую очередь увеличилась концентрация внимания на уроке. Дети, которые обычно стеснялись отвечать перед всем классом, теперь активно работают на уроке и с удовольствием выходят к доске. Сегодня я воспользовалась готовой игрой своей коллеги, но на платформе можно пройти обучение, чтобы создавать собственные квесты для интерактивов. В нем работают учителя по разным предметам, — отмечает Галина Старцева.
Очень много времени учителя тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей и самостоятельных работ. При помощи интерактивной панели это можно сделать за несколько минут. Помимо готовых сценариев уроков и разнообразных заданий, есть еще программа ZipGrade, предназначенная для оценивания тестов. Чтобы работать с этим чудесным цифровым решением, педагогу необходимо установить приложение на смартфон и интерактивную панель, создать в программе банк правильных ответов и распечатать специальные бланки для заполнения. Затем провести тест, отсканировать смартфоном бумажные бланки с ответами учащихся и моментально получить готовый результат в баллах или процентах.
— Быстро, интерактивно, увлекательно — так я могу описать урок, на котором мы побывали, — говорит Ольга Волкова, главный специалист отдела социальной политики Амурского ГМК. — Интерактивная панель — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает педагогу излагать материал наглядно, живо и интересно. Электронная доска представляет информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, таким образом преподаватель и учащиеся могут комментировать ход работы, разбирать сложные моменты. Особенно школьники включаются в активную работу благодаря моменту геймификации. В такой форме современным детям проще запоминать и анализировать. Привлекло, что за одно занятие можно пройти много разнообразного материала по теме. Еще понравилась мышка-таймер, которая грызла яблоки пока ребята выполняли тест. Таким образом, учащиеся могли следить за временем, отведенным на выполнение заданий, и скорректировать свою скорость работы. Думаю, совсем скоро современные технологии станут для многих педагогов привычными вещами наравне с учебником и тетрадью.
Справка: Помимо грантового конкурса для школ, проект «Пять шагов к успеху» включает в себя также выплату стипендий успешным студентам педагогических вузов, заключивших целевой договор с управлением образования Амурского района; курсы повышения квалификации педагогов и подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ; поддержку молодых специалистов, которые работают в амурских школах более трех лет; поощрение талантливых педагогов и дошкольных работников в рамках конкурса «Лучший учитель».