В «пятерке» учат на пятерки
Говорят, когда рождается человек, на небе загорается звезда. Звезда пятой школы зажглась осенью 1969-го, а в этом году она отметила свой полувековой юбилей. В ее истории переплелись судьбы тысяч людей: директоров, преподавателей, учеников и их родителей... Для многих амурчан «пятерка» стала точкой отсчета, местом, с которым связаны лучшие моменты детства.
Школа начинается с директора
Первый директором школы № 5 стала Ирина Алексеевна Саяпина. В далеком 1952 году она в составе группы молодых учителей приехала в Хабаровский край из Москвы. Свою педагогическую деятельность начала в поселке Сита района имени Лазо, одновременно заочно учась в Хабаровском педагогическом университете.
В Амурск Ирина Алексеевна переехала в 1963 году. Работала сначала учителем, а позже заместителем директора в школе № 1, затем, с 1966 года — директором 8-летней школы № 2.
В 1969 году, когда в Амурске появилась новая средняя школа № 5, Ирине Саяпиной предложили стать ее руководителем. С ее помощью здесь сформировался сильный педагогический коллектив.
За отличную работу в деле обучения и воспитания молодого поколения Ирина Алексеевна неоднократно награждалась почетными грамотами районных и краевых комитетов образования. Ее труд отмечен медалью «Ветеран труда», орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «За отличные успехи в среднем специальном образовании». Учителя, выпускники и их родители с глубоким уважением вспоминают первого директора «пятерочки».
С 1976 года, после переезда Ирины Алексеевны в Комсомольск-на-Амуре, пост директора занимали Василий Иванович Швецов (1976–1978 годы), Людмила Алексеевна Самодурова (1979–1984 годы), Владимир Михайлович Головачев (1984–1986 годы), Валентина Николаевна Дорохова (1986–1990 годы), Антонина Васильевна Пахомова (1990–1993 годы), Татьяна Евлампиевна Бархатова (1993–2010 годы). С 2010 года директором школы № 5 является Почетный работник общего образования Российской Федерации Елена Алексеевна Михайлюк.
Второй дом
В 70-е–90-е годы «пятерка» вела активную общественную работу. В школе действовали октябрятская, пионерская и комсомольская организации. При этом в пионеры принимали не всех подряд, а только самых лучших.
Дети старалась учиться хорошо, чтобы завоевать почетное звание «Ленинского отряда» и прославить своими делами школьную дружину. Очень большую и полезную работу вели пионеры и комсомольцы в совхозах: участвовали в прополке сорняков, убирали урожай. Благодаря профессионализму педагогического коллектива школа была одной из лучших в городском социалистическом соревновании.
Своими воспоминаниями об этих золотых годах поделилась одна из старейших учителей школы Валентина Ткачук:
— Знаете, у нас тогда не было ни компьютеров, ни телефонов, и общение учеников друг с другом происходило после уроков в классе. Мы вместе обедали на большой перемене, после шестого урока оставались и готовились к защите политического плаката, организационным работам по школе. И вы знаете, учеников было не выгнать. Школа была для них вторым домом. Они всем классом делали уроки, готовились к ленинскому зачету, комсомольским собраниям и пионерским сборам.
Между классами организовывались соревнования. Мы делали экран достижений, и после каждого мероприятия толпа учеников неслась к этим разноцветным треугольничкам. Это их очень стимулировало. В год 40-летия Победы наша комсомольская организация была признана лучшей в городе, и нас наградили бесплатной путевкой поездкой в город-герой Волгоград. Мы с ребятами были в восторге. После Волгограда нам организовали ночную экскурсию в Москву и это для детей было чудом.
А вот, что вспоминает одна из бывших учениц Валентины Афанасьевны, а теперь учитель математики и информатики в школе № 5 Ирина Виноградова:
— Все детство у меня была мечта — вернуться в родную школу учителем. Так я и сделала. Люблю эту атмосферу, родных учителей. С 1996 года и по сей день с удовольствием прихожу сюда каждое утро. Вспоминая свои школьные годы, могу сказать, что ничего особенно не изменилось. Правда, в наше время правила были строже. На уроках мы сидели ровненько, что скажет учитель, то и делали. Мы понимали, что так должно быть. Никаких сережек, помады. В старших классах, конечно, хотелось выделяться, так что мы начесывали челки и даже немного подкрашивались.
Помню, было очень много собраний. Нас принимали в комсомол, в пионеры. Тех, кто плохо учился, публично отчитывали. Старшеклассники приглашали малышей на свой совет и выясняли, какие у них проблемы. Поэтому нас даже не учителя ругали, а другие школьники. Атмосфера была советская, патриотическая. Раз в неделю в классе делали генеральную уборку. Это был закон, поэтому никто не возмущался. А в старших классах мы и стены белили. Ездили в колхозы, в лагеря труда и отдыха. Лично я была в Ракитном под Хабаровском. Я тогда окончила 8-й класс. Нас вместе с учителями посадили в поезд, выдали сухой поек. В этом лагере мы около месяца провели на грядках с огурцами. Четыре часа работали, потом проводили разные мероприятия. Хорошее было время, но и сейчас тоже хорошо.
С любовью к детям
О том, чем сегодня живет один из старейших храмов знаний в Амурске, рассказывает руководитель школы № 5 Елена Михайлюк.
— В 2010 году, когда я стала директором, школа переживала сложный период. Количество детей уменьшилось, в классах был недобор. В связи с этим пришлось временно перейти на 9-летнее обучение. Но мы смогли переломить ситуацию, и спустя 7 лет нам вернули статус средней школы, с возможностью обучения до 11-го класса.
В 2019 году 24 наших выпускника получили аттестаты об окончании средней школы. Из них две девочки — Софья Михайлова и Виктория Иванова — выпустились с золотой медалью. На сегодняшний день у нас в 23 классах учатся 600 детей, а кадровый состав насчитывает 31 педагога. Уже несколько лет происходит постепенное омоложение коллектива.
Нашим основным достижением за все время существования школы я считаю стабильно высокое качество образования. А все потому, что у нас работают люди, влюбленные в свою профессию. За высокие результаты в деле образования и воспитания, профессионализм и творческую инициативу педагогический коллектив нашей школы был награжден грамотой губернатора Хабаровского края.
Одним из самых ценных направлений нашей работы в последние годы стала деятельность научного общества учащихся «Сигма», созданного в 2008 году заслуженным учителем России Татьяной Никишиной. С его помощью школьники приобщаются к миру науки, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы, а самое главное – ребята получают возможность вернее определиться с будущей профессией.
Направление включает в себя 6 секций, объединяющих разные предметы: лингвистическую, физико-математическую, естественно-научную, творческую, секцию истории и общественных наук и секцию начальных классов. На занятиях ученики решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, городских олимпиадах, а также к выступлениям на научно-практической конференции «Поиск».
Кроме этого, в школе на протяжении нескольких лет реализуется программа ранней профессиональной ориентации, в рамках которой регулярно проводятся мероприятия с привлечением специалистов разных профессий, преподавателей Амурского политехнического техникума.
Воспитательная работа, которую ведут учителя, тоже приносит свои плоды. Торжественные линейки, праздники, уроки мужества, дни самоуправления, акции и классные часы, посвященные здоровому образу жизни — это лишь малая часть проводимых в школе мероприятий. Многие ученики стремятся иметь активную жизненную позицию, становятся волонтерами.
Патриотическое направление также развито в нашей школе — проводится большая работа и по воспитанию кадетов и юнармейцев.
Работа с одаренными детьми остается одним из приоритетных направлений школьной деятельности. Наши ученики участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, интеллектуальных и интерактивных играх, конкурсах, фестивалях, смотрах, конференциях, спортивных соревнованиях.
Наши педагоги постоянно совершенствуют свое мастерство. Вот только малая их достижений: Татьяна Никишина в 2008 году стала победителем национального проекта «Образование», Ольга Романенко — победитель районного и призер краевого конкурса «Учитель года — 2013», лауреат премии главы Амурского муниципального района в номинации «Лучший работник системы образования-2015», призер конкурса приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) — 2016 года, победитель ПНПО 2018 года. Татьяана Салова — призер конкурса «Учитель года – 2017», Елена Ходжер — победитель краевого конкурса программ и практик профессионального самоопределения «Время выбирать профессию, место – Дальний Восток».
Работа на отлично
Результаты работы педагогического коллектива можно увидеть наглядно: с 1990 по 2019 год школа выпустила 7 золотых и 31 серебряного медалиста.
С 2009 по 2019 год 8 учеников 9-х классов получили аттестаты с отличием. Продолжив обучение в других школах, эти ребята показали высокие результаты при сдаче ЕГЭ и стали обладателями медалей.
Среди выпускников школы № 5 немало людей, значимых для города и края: бывший глава Амурского района Иван Масько, кандидат экономических наук Людмила Тумали, депутат городского совета Лариса Кавелина, кандидат экономических наук Евгений Никишин, журналист газеты «Амурская заря» Маргарита Жельская.
Его имя носит школа
Среди бывших учеников «пятерочки» люди разных профессий: педагоги, врачи, военные, общественные деятели, работники культуры и другие. Но один выпускник занимает в истории школы особое место.
15 мая 2007 года по инициативе Амурского городского краеведческого музея и городского военного комиссариата в школе состоялось торжественное открытие доски памяти Романа Александровича Турского. В 1991 году он получил аттестат, а в 1996-м погиб в Чечне при исполнении воинского долга.
18 июля 2012 года на основании решения Собрания депутатов Амурского муниципального района, школе № 5 присвоено имя Р.А. Турского, которое она носит с гордостью.
Роман родился 15 апреля 1974 года в Амурске. После окончания средней школы поступил в Хабаровский технический университет на юридическое отделение. Наверное, из него — человека с обостренным чувством справедливости, долга и чести, — получился бы хороший юрист.
После техникума Романа Турского призвали в армию. К армейским испытаниям он был полностью готов и верил, что отслужив, как и все, вернется домой, к родным. Но этому не суждено было сбыться.
После прохождения необходимой подготовки, его определили в батальон специального назначения, который был переброшен в Чечню, на один из самых горячих участков противостояния с боевиками.
В ночь с 11 на 12 августа 1996 года отряд численностью 15–17 человек, в котором находился Роман, на двух бронетранспортерах был направлен в Грозный. В столице Чечни разгорелся уличный бой. 14 августа отряд нарвался на засаду боевиков и был обстрелян из минометов. Бронетранспортер, в котором ехал Турский, загорелся. Роман и находившиеся с ним товарищи погибли.
Указом Президента Российской Федерации сержант контрактной службы Роман Александрович Турский посмертно награжден орденом Мужества.