Знакомство с энергосистемой
Участники «Движения Первых» и школьники поселка Известкового получили уникальную возможность — познакомиться с работой Амурской ТЭЦ. В ходе экскурсии ребята узнали о том, как предприятие вырабатывает тепло и электроэнергию, откуда поступает горячая вода в многоквартирные дома, кто такие энергетики и многое другое.
Экскурсия по промышленной площадке, как и полагается, началась с самого важного — инструктажа по технике безопасности. Изучив правила поведения на территории станции, школьники надели защитные каски, сигнальные жилеты и отправились знакомиться с повседневной работой энергетиков. В ходе визита на Амурскую ТЭЦ ребята смогли побывать в основных цехах и оценить масштабы объекта. В роли экскурсовода выступила Александра Север — инженер по метрологии 2-й категории электрического цеха.
— Недавно от руководителей «Движения Первых», а после и от других школ, поступила просьба организовать профориентационную экскурсию для школьников. Раньше подобные мероприятия проходили только для детей наших сотрудников. Совет молодежи предприятия откликнулся на данное предложение. Ведь мы тоже заинтересованы, чтобы на ТЭЦ приходили работать молодые, активные и целеустремленные специалисты. Экскурсия — это как раз первый шаг на пути к знакомству с профессией энергетика и другими рабочими специальностями, востребованными на нашем производстве.
Первыми юных гостей встретили специалисты химического цеха. Они рассказали о том, какая вода подается в систему и какой ведется контроль за ее качеством, чтобы оборудование работало бесперебойно. Школьники даже попробовали себя в роли настоящих лаборантов: вместе с аппаратчиком химводоотчистки 4-го разряда Тамарой Савиной ребята сделали отбор воды и самостоятельно провели несколько лабораторных анализов — определили pH обессоленной воды, а также кислотность и щелочность взятых проб. Именно такую работу ежедневно выполняют сотрудники химцеха Амурской ТЭЦ.
— Сегодня мы знакомимся с процессом водоподготовки. Основная задача химического цеха — подготовить обессоленную воду, которая затем подается в котлы и турбины. Также в течение дня специалисты проводят различные химические анализы и по их результатам определяют, правильно ли работает оборудование. Процесс водоподготовки начинается с коагуляции воды — ее очищения. Так как вода берется из реки Амур, в ней присутствуют разные примеси и мусор, который нужно убрать. Для этого у нас есть большие осветлители, в которых и происходит коагуляция. Затем очищенная вода подается на механические угольные фильтры и в конце мы получаем осветленную воду, которая поступает на цепочку двухступенчатого обессоливания. Там происходит процесс ионного обмена, то есть удаляются ненужные соли и остается чистая вода.
После Александра Север провела ребят в турбинный и котельный цех. Здесь старшеклассники своими глазами увидели работу паровых турбин, турбогенераторов, энергетических котлов, впечатляющих своими размерами, сравнимыми с многоэтажными домами. Как работают все эти агрегаты и кто ими управляет, рассказал инженер ПТО Артем Скворцов. В завершение ребята узнали, почему главный щит управления считается «мозгом» электростанции. Именно здесь за большими мониторами сотрудники круглосуточно контролируют все параметры оборудования, выработку электроэнергии и теплосети города Амурска.
— Огромные размеры окружающего нас оборудования просто поражают! Я с интересом наблюдала, как люди управляют множеством приборов, кнопок, переключателей. Это же надо знать, что и когда нажимать! Сложная работа, — делится экскурсантка Жанна Лашина. — Экскурсия получилась очень интересная. Здесь я узнала о существовании таких технических профессий, о которых раннее не слышала.
По дороге из цеха в цех школьники задавали сотрудникам различные вопросы. Например, где учиться, чтобы стать энергетиком, какие еще рабочие профессии востребованы на предприятии, какие здесь есть возможности карьерного роста, уровень заработной платы, социальный пакет. Экскурсовод Александра также отметила, что сегодня коллектив Амурской ТЭЦ — это преимущественно молодые специалисты. В свободное от работы время они активно ведут общественную жизнь, участвуют в молодежных мероприятиях и спортивных соревнованиях.
— Сейчас у ребят тот возраст, когда нужно определяться с выбором будущей профессии. Поэтому вместе с классом мы посещаем различные техникумы и промышленные предприятия города Амурска и Комсомольска-на-Амуре. Мне хотелось показать ребятам, что сегодня предлагают потенциальные работодатели, какие специалисты востребованы на рынке труда. Чтобы дети узнавали о разных профессиях, не сидя за партой, а в условиях реального производства, — отмечает Анна Алябьева, классный руководитель 9-го класса школы поселка Известкового. — Спасибо сотрудникам ТЭЦ, что предоставили нам возможность познакомиться со своей работой!