Письмо в редакцию
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится хорошей новостью
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится событием
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится своей историей
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Предложить героя
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Добавить отзыв о месте
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Сообщение об ошибке
 / 
проАмурск МЕСТА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ проАмурск
19 °C
Из глубины веков: как прошел фестиваль «Аист над Амуром»
Фото — Екатерина Касаткина
23 июля

Из глубины веков: как прошел фестиваль «Аист над Амуром»

В минувшие выходные в селе Джуен прошел 26-й фестиваль «Аист над Амуром», посвященный сохранению и продвижению культуры коренных малочисленных народов. Тематические площадки, сказки, обряды и многие другие события, посвященные быту дальневосточных этносов, объединили местных жителей и гостей. Наш корреспондент Екатерина Касаткина собрала самые яркие фотографии и впечатления об этом мероприятии в своем репортаже.

«Аист над Амуром» уже давно является визитной карточкой Амурского района. Это мероприятие настолько уникально и значимо в масштабах страны, что в 2019 году по указу министра культуры вошло в список календарных событий и получило статус «Национальное событие». Аист кочует с 1996 года. Ежегодно его обителью становится одно из поселений района. В этом году на своей земле радушно принимал гостей фестиваля красавец Джуен.

К празднику село было готово с раннего утра. На сценической площадке были поставлены лавочки, территорию украсили разноцветными гирляндами и флажками. По периметру стояли национальные летние жилища-хомараны, звучала этномузыка. Организаторы ждали делегации из сел Омми, Ачана, Вознесенкого, города Амурска, а также гостей из Нанайского района.

Когда все участники мероприятия прибыли, началось праздничное шествие под гипнотические звуки бубнов, палочек и погремушек. После построения делегаций ведущая пригласила на сцену почетных гостей для торжественного открытия фестиваля. Потом на помост вышли трое юношей, которые произвели символический выстрел из луков, чтобы мероприятие прошло удачно, без сучка и задоринки.

Традиционно программа фестиваля складывалась из выступлений национальных коллективов, демонстрации обрядов, выставки изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Также проходили конкурсы по номинациям: «Мастер декоративно-прикладного искусств», «Конкурс-дефиле современной и традиционной одежды с элементами национальной вышивки», «Конкурс национальных жилищ», «Конкурс национальной кухни» и «Конкурс национального костюма».

Основной составляющей мероприятия стала концертная программа. Одним из первых, кто порадовал гостей своими творческими номерами, был фольклорный ансамбль «Илга дярини» из села Джари Нанайского района. Его главной хранительницей и собирательницей фольклора была известная дальневосточная поэтесса Анна Ходжер. Это под ее стихи ансамбль исполнял большую часть своего репертуара. Самым ярким и колоритным номером ансамбля стал свадебный обряд «Гема-та». Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины возрастом для брака было 17–19 лет, для женщины — 16–17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Вокалистки ансамбля «Илга дярини»

— В день отъезда невеста просила благословения родителей, прощалась с подругами. После этого она перепрыгивала из одного котла в другой, как символ ее перехода между семьями. Первый котел с собой уносили родители невесты, второй доставался ей. Мать и отец собирали ее огниво, кресало и трут, чтобы разжечь собственной огонь. Отец давал ей копье для отпугивания духов, которые попробуют помешать ей в супружеской жизни. Она шла, расчищая дорогу копьем, и никто не мог преступить ей дорогу.

Еще одним захватывающим зрелищем было выступление ансамблей «Сиун» и «Тасима», которое включило в себя сразу два нанайских обряда — «Унди» (пробуждение природы) и «Каса таори» (большие поминки). Под звуки природы, шума леса и воды, птичий щебет и ритмы шаманского бубна начинается большой красочный обряд «Унди». Ритуальный обход родовой территории начинает шаман, а впереди идут два помощника с мечами в руках — дахаламди, расчищая путь от злых духов, а также свита молодых девушек.

— На самом деле номер состоит из множества шаманских ритуалов. Сегодня мы показываем лишь некоторые его фрагменты, — говорит руководитель ансамблей «Сиун» и «Тасима» Нина Гейкер. — Каждую весну, когда вскрывался Амур, большой шаман, который в течение всей зимы помогал жителям, приходил в гости к семьям. Обряд «Унди» совершался несколько дней с переездами из одного селения в другое, посещением всех домов, угощением, ритуальными представлениями и играми. Перед проведением обряда шаману снились духи, которые разрешали ему сшить специальную шапку, с помощью которой он мог выходить в потусторонние миры. Частью обряда было бросание шапки. Таким образом шаман проверял своих помощников на ловкость и определял, будут ли они с ним в дальнейшем совершать обряды. Во время проведения праздника все жители стойбища привязывали цветные ленточки к поясу шамана, который назывался соона. Тем самым они просили здоровья, удачи, благополучия для себя и своих близких.

«Илга дярини» с номером «Свадебный обряд» Номер «Обряд» ансамблей «Сиун» и «Тасима»

Ансамбль «Гилэкпин» из села Вознесенского поведал зрителям о разных легендах и сказках. На сцену вышла бабушка Айгу и рассказала о происхождении народа нани.

— Давным-давно жила была голова. Однажды она вскочила на лошадь и поскакала искать себе туловище. Голова побывала на небесах, на земле и под землей. И наконец она нашла себе туловище на земле. Так и произошел нанай — «на» — земля, «най» — человек. Человек земли или здешний человек.

Стоит отметить, что большая часть программы проходила на нанайском языке. По словам организаторов, это условие введено относительно недавно, а причина — сохранение традиционной словесности.

Полина Ходжер
председатель общественной организации малочисленных народов Севера в Амурском районе
— Возможно, до нас только сейчас дошло, что язык необходимо изучать, сохранять и передавать знания молодежи. Именно этим мы и занимаемся сейчас в наших поселениях. В школах помимо русского дети изучают и нанайский язык. Могу сказать, что они с удовольствием поют песни, рассказывают скороговорки и даже сочиняют стихи и рассказы.

В рамках мероприятия можно было оценить нанайские блюда, такие как тала, рыбные котлеты и пельмени, солима и другие. Сейчас лосося или сазана нани зачастую готовят на современный лад в шарабане. Очищают, смазывают специями, а затем на полчаса отправляют коптиться в железном ящике. Чтобы цвет у блюда получился золотой, к нему добавляют несколько веток тальника.

На фестивале также были представлены и необычные явства. Например, буда — рисовый чай, в который для сытности добавляется икра. Напиток получается густой и тягучий, а икринки придают ему белесый цвет.

Вероника Гаер
участница фестиваля

— Раньше нанайцы не ели жирного и жареного, только варили, готовили на пару и сушили, активно используя дикоросы. Ели много рыбы. Если долго мы не едим рыбу, начинаем болеть. Наша кухня полезна для здоровья, она очень диетическая.

Несколько экстравагантных блюд можно было продегустировать у хозяек из села Вознесенского, среди уже привычных блюд были пянсе с фасолью и сахаром, а также салат из желудка лося. Готовят это блюдо лишь истинные кулинары-энтузиасты — возни очень много.

— Всю жизнь провожу здесь, в Эльбане, и даже стало немного стыдно, что никогда не интересовалась кухней и традициями коренных народов нашего края. Все блюда очень вкусные и сытные, — поделилась впечатлениями гостья фестиваля Галина. — Это чудесно, что проводятся такие мероприятия!

Безусловно, самыми красочными частями фестиваля стали выставка декоративно прикладного искусства и дефиле современной и традиционной одежды с элементами национальной вышивки. Надо сказать, что зрелище, представленное на суд зрителя и строгого жюри, было достойно самых высоких похвал. Шкуры, мех, кожа, бисер, оленьи рога, рыбья кожа — все это умелыми руками мастеров было превращено в настоящие произведения искусства. Галине Ходжер, костюмеру национального культурного центра «Силэмсе» из села Ачан, удалось восстановить имитацию защитного вооружения война чжурчженей, живших на этой земле в XII веке.

— На это ушло много времени. Всю информацию мы собирали буквально по крупицам из научных книг, музеев, различных источников, — говорит Галина. — Еще очень много времени уходит на создание орнаментов. Чтобы сделать красивую вещь, нужно хорошо и не спеша продумать рисунок, а потом чисто и аккуратно вышить его.

В этот день на фестиваль приехал и Николай Дявгота — мастер ДПИ из Ульчского района. На выставке он представил работы из дерева и кожи.

Николай Дявгота
мастер ДПИ

— Раньше нанайцы носили сэвэки — персональный амулет, который охранял владельца от злых духов. Амулет мог быть воплощен в образе разных животных. Например, фигурку медведя дарили мальчикам, чтобы будущий мэрген был сильным и ловким. Часто этот талисман помогал от хандроза. Образ лягушки приносит богатство, черепахи — удачу.

Имитация защитного вооружения война чжурчженей

Как всегда, участники фестиваля постарались на славу, поэтому жюри понадобилось больше часа, чтобы определить победителей.

Победители концертной программы:

  • 1-е место — песенно-танцевальный ансамбль «Сиун» и образцовый ансамбль «Тасима», село Ачан;
  • 2-е место — ансамбль «Лахакан», село Джуен;
  • 3-е место — ансамбль «Хосикта» село Омми.

Победители номинации «Национальное жилище»:

  • 1-е место — центр национальной культуры, село Омми;
  • 2-е место — национальный культурный центр «Силэмсэ», село Ачан;
  • 3-е место — национально-культурный центр «Амтака», село Джуен.

Победители номинации «Национальная кухня»:

  • 1-е место — национально-культурный центр «Амтака», село Джуен;
  • 2-е место — центр культуры и досуга «Радуга» село Вознесенское;
  • 3-е место — национальный культурный центр «Силэмсэ», село Ачан.

Победители дефиле «Национальный костюм»:

  • 1-е место — национальный культурный центр «Силэмсэ», село Ачан;
  • 2-е место — национально-культурный центр «Амтака», село Джуен;
  • 3-е место — центр национальной культуры, село Омми.

Сегодня сохранение культуры коренных малочисленных народов Амурского района — важная задача, которая объединяет крупных инвесторов, власти и жителей. Стоит отметить, что все национальные праздники на протяжении десяти лет поддерживает компания «Полиметалл». В их числе не только фестиваль «Аист над Амуром», но и праздник «Сиумбэ кэндэли» — в переводе с нанайского — «Вокруг солнца», проводы зимы «Даси» и праздник охотника «Вайчамди аняни». Подробнее обо всех этих мероприятиях можно почитать на страницах нашего интернет-журнала.

Читайте также:

Подписывайтесь на наши социальные сети