Письмо в редакцию
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится хорошей новостью
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится событием
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится своей историей
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Предложить героя
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Добавить отзыв о месте
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Сообщение об ошибке
 / 
проАмурск
За сохранение культурных традиций
Фотографии Вероники Шабуниной
⠀⠀⠀⠀⠀

За сохранение культурных традиций

На прошлой неделе в селе Джуен Амурского района прошел семинар народного творчества «Нанайские узоры». Участие в нем приняли представители коренных малочисленных народов Севера со всего Хабаровского края. Основная цель семинара — обменяться опытом и поделиться с молодежью секретами древнейших нанайских ремесел.

Сохранить наследие

Районный семинар национального творчества коренных малочисленных народов Севера «Нанайские узоры», проходил в селе Джуен при поддержке Министерства природных ресурсов Хабаровского края. По словам организаторов, главная цель мероприятия — способствовать сохранению культурных традиций народов Приамурья и научить молодое поколение искусному владению национальными ремеслами.

— Представители малочисленных народностей встречаются на творческих семинарах и фестивалях в Амурском районе не первый раз. В этом году к нам приехали гости из Сихотэ-Алиня, Нанайского района, Солнечного и других поселений Хабаровского края, — отмечает Полина Ходжер, Председатель Общественной организации малочисленных народов Севера Амурского района. — В рамках семинара мы не проводимскучные лекции и доклады, а показываем и рассказываем о творчестве и культурных традициях наших предков с помощью мастер-классов. Ведь чтобы чему-то научиться, нужно не просто слушать и смотреть, но и попробовать делать все своими руками. Мастерицы из села Омми, Ачана и Джуена учили девушек и парней плести циновки из камыша, шить куклы, готовить нанайские блюда, танцевать национальные танцы и многому другому.

Делегация из села Омми Встретили гостей и открыли мероприятие юные артисты из национально-культурного центра «Амтака» Ребята провели встречу посетителей семинара и выступили для них на сцене в национальных костюмах Яркие танцевальные номера не оставили равнодушным ни одного гостя семинара Традиционные одеяния стали интереснейшими экспонатами на мероприятии Гости могли не только осмотреть эту одежду, но и сделать снимок на память. На фото — жительница Джуена Людмила Ходжер

Шесть кетин, сида и целый таз салата

Первый день семинара торжественно открыли юные артисты из национально-культурного центра «Амтака» села Джуен. Гостей встретили танцами и песнями на родном нанайском языке. После этого жительница села Ачан Нина Гейкер рассказала присутствующим, чем обычно занимались нанайские женщины зимними вечерами.

— Береста, камыш, лоза, рыбья кожа и дерево в прошлом веке считались незаменимыми материалами для изготовления всевозможной домашней утвари. Из корней тальника и лозы женщины любили плести корзины, которые потом использовали для переноски рыбы и сбора ягод. На сбор лозы мы выезжали всей семьей в конце мая. Также у наших мам и бабушек никогда не возникало проблем с изделиями из бересты, их изготовление было повседневной обязанностью. Бересту обычно снимали в конце июня, только в одну из недель этого месяца они снимается очень легко. Если прозеваешь, то снять ее уже получится только с браком. Традиционное обращение к бересте основано на том, что она обладает ценными качествами: прочностью, эластичность и легкостью, — рассказывает Нина Гейкер.

— Кроме того, зимними вечерами наши мамы и бабушки занимались шитьем одежды, обуви и вышивкой орнаментов.

— Одежду и обувь делали из рыбьей кожи или пушнины диких зверей, а для орнамента использовали нитки из спинных сухожилий лося — они были более практичными и крепкими, — продолжает Нина. — Сухожилия животных долго сушили, а затем разбивали молотком на тончайшие волокна, делая из них нитки. Свои знания и мастерство работы с пушниной и рыбьей кожей матери обязательно должны были передавать своим дочерям. Девочки с малых лет приучались держать иголку в руке. Женщин, которые могли освоить любое ремесло, называли пакси эктэ.

Нина Гейкер рассказал гостям мероприятия о традиционных бытовых обязанностях нанайских женщин
Каждый участник семинара мог попробовать сделать что-нибудь своими руками

Древнему искусству нанайцев жители национальных сел Амурского района обучались не только у своих предков. Для этого еще была школа декоративно-прикладного творчества по подготовке мастеров, организованная вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Валентиной Шабельниковой. Благодаря этой школе в Амурском районе возродили часть забытых национальных ремесел. Например, изготовлением своими руками сиды — циновки — ковра из стеблей камыша. Раньше сида считалась традиционным украшением дома. Ее делали с помощью нескольких техник: простым и сложным способом. Выбор зависел от того к какой части интерьера предназначался ковер — для окна и стен или на пол.

— Камыш собирают круглый год, лучше всего сухой. Сначала его надо очистить от листьев до гладкой тростниковой поверхности, а потом можно начинать плести. Для этого используются самодельные деревянные станки, на которых гвоздями равномерно распределяются стыки — места, где на стебле будут узлы. Их может быть от шести до двадцати, это зависит от того, какой будет ширина циновки. Узлы вяжут с помощью деревянных тисочков, которые подвешены на шпагате или хлопчатобумажной нитке, с двух сторон на каждом стыке, — делится Раиса Ходжер, мастерица из Ачана. — Ковры для пола изготавливаются сложнее. Сначала камыш необходимо замочить теплой водой для придания ему гибкости. После этого острой палочкой стебель камыша расщепляют вдоль надвое. Каждую половину, положив на доску и прижав палочкой, нужно вытягивать так, что стебель сплющится и станет плоским. А дальше можно приступать к плетению на станке по этой же технике.

Ковер соткан, настало время узнать о традиционных нанайских халатах. Изготавливали их из рыбьей кожи, на один такой женский халат требовалась порядка пятидесяти кетин. Как сделать из рыбьей кожи материал пригодный для шитья, рассказала участница семинара джуенская мастерица Людмила Ходжер.

Под ее руководством шесть рукодельниц попробовали освоить это старинное ремесло своими руками: аккуратно снимали кожу с рыбы, затем тщательно ее промывали и отправляли на просушку. После того, как она подсохнет, а процесс этот занимает от одного до двух дней, кожу можно мять. Но ограниченное время семинара этого сделать не позволяло. Поэтому работу на хаирге — станке для выделки рыбьей кожи, Людмила Викторовна показала образно, при этом подробно рассказав обо всех этапах подготовки кожи к тому, чтобы она стала мягкой и похожей на ткань.

Работа с рыбой — дело щепетильное После снятия кожи с рыбы ей надо дать как следует просохнуть Людмила Ходжер показывает станок для мятия кожи Станок для плетения циновки
Инга Актанка
жительница Сикачи-Алянь

— На семинаре коренных малочисленных народов Севера, который проходит в Амурском районе, я присутствую впервые. Очень радует количество разных рукодельников и мастеров, которые здесь живут. Потому что в нашем поселке такие мастер-классы не проводятся, многие ремесла народов Приамурья почти утрачены. Чтобы кто-то изготавливал одежду или обувь из рыбьей кожи тем более не встретишь. Благодаря таким мероприятиям мы можем возродить культуру и традиции наших предков, научимся сначала сами древним ремеслам, а потом будем передавать это молодежи.

Самой вкусной частью семинара стал мастер-класс по приготовлению нанайского блюда уликсэмэ салата — мясного салата. Секретами его приготовления поделилась Елена Дмитриева — глава села Джуен. Салат мастерицы дружно сготовили, а после этого его дегустировали.

— Так как основной ингредиент блюда — это потроха дикого оленя, то готовят этот салат в основном по праздникам, например, на День охотника или День рыбака. А раньше хозяюшки делали его, когда муж возвращался домой с охоты. Так вся семья праздновала добычу, — говорит Елена. — Кроме сердца, печени и почек в состав входят еще огурцы, лук, соленая черемша, специи и растительной масло.

Нанайский салат уликсэмэ удался у всех участников мастер-класса
Елена Дмитриева — глава села Джуен

Второй день семинара для гостей прошел таким же насыщенным: состоялись мастер-классы по национальной вышивке, изготовлению сувениров и акоанов — нанайских кукол. Более подробно о том, как изготавливают нанайские куклы в селе Омми, можно узнать из нашего материала.

Встреча представителей коренных малочисленных народов Севера завершилась на приятной ноте. Участники семинара поделились своими впечатлениями о двух насыщенных днях, проведенных в Джуене, и обсудили дальнейшие планы взаимодействия. Многие обещали вернуться погостить в Амурский район еще не раз.

Читайте также

Подписывайтесь на наши социальные сети