Мастер переплетений
В краеведческом музее открылась выставка амурчанина Василия Просвирякова. Мастер смог обычный тальник превратить в произведения искусства. В экспозицию вошли его корзины и декоративные панно. Об этих работах и особенностях такого искусства мы поговорили с самим автором.
— Василий Гаврилович, с чего началось ваше увлечение?
— Плетением занимаюсь уже больше 30 лет. Однажды вспомнил, как в детстве наблюдал за отцом, плетущим из лозы специальные ловушки для рыбы. Назывались они «мордушки», в них использовалось сетчатое плетение. Жили мы тогда на Алтае. После того, как переехал в Амурск в 1965 году, наступил длительный перерыв в плетении. А вернулся я к этому занятию, выйдя на пенсию в 55 лет. Сейчас мне 87 лет, я продолжаю заниматься этим ремеслом. Плету, используя заготовки, чтобы сохранить форму изделия. Начинал с того, что заготовил зеленые прутья. Попросил сына сделать мне ножи для их обработки. Он токарь по профессии, для него это было несложно. В основе — лезвия от рубанка. Ими удобно работать, так как они сделаны под наклоном.
— Какие материалы используете в работе?
— Плету свои изделия из специальных лент, полученных из тальника. Собираю его в пойме Амура у лодочной станции и вдоль дорог. Ленты вырезаются при помощи ножей, сделанных из полотна рубанка. Первым делом беру прут и делаю раскол торца, затем нарезаю ленты шириной около четырех миллиметров и толщиной около двух. Использую однолетний тальник, но пойдет и двухлетний. Толщиной они должны быть не больше пальца. Заготовки обычно делаю летом, а если не хватает, то можно собирать материал и зимой. Тогда беру сани и кладу на них вязанку. Вспоминаются строки стихотворения Некрасова про мужичка с ноготок...
В холодное время года приходится прутья распаривать, чтобы снять кору. Обычно для этого бросаю в ванну с горячей водой примерно по десять штук. Достаточно подержать их пять минут. Летом, когда в прутьях есть сок, распаривать их не нужно. Они мягкие и легко обрабатываются. Зимний тальник приходится строгать и зашкуривать. Эта работа кропотливая.
— Сколько времени уходит на плетение одного изделия?
— Все зависит от величины и типа плетения. В среднем на одну картину уходит около 35 лент. Можно сделать за день, если работать, не отвлекаясь. Отдельно делаю ручку. Она при возможности подготавливается заранее. Для того, чтобы быстро сделать ручку, использую изобретенное мной приспособление. Это толстая согнутая под углом металлическая пластина. Беру распаренный зеленый неочищенный прут и огибаю им ее. Древесина привыкает и принимает форму, которая необходима для ручки. Привязываю старой лентой от кассет и ставлю к батарее. Древесина высыхает и остается в нужной мне форме. Далее обрабатываю этот прут и зашкуриваю его. Пока древесина сохнет делаю необходимые вырезы, благодаря которым цепляю ручку к корзине. Затем ее тоже оплетаю лозой.
— Каким образом добиваетесь цветовых оттенков ваших изделий?
— Бывает, что их мне дарит сама природа. Иногда крашу их «морилкой» — так называю краску, разведенную на воде. Кисточкой прокрашиваю все детали. Получается, благодаря составу прутья ей пропитываются и приобретают разные оттенки.
— Какими еще материалами, кроме тальника, пользуетесь в работе?
— В последнее время использую искусственный ротанг. Он удобен в работе и бывает самых разных цветов. Суть работы с этим материалом та же, что и с лозой. Однако есть и отличия. Изделия из ротанга изготавливаются методом одной нити, а из лозы отдельные прутья переплетаются между собой.
— Какие техники используете в плетении?
— На самом деле их очень много, я перепробовал достаточно, все уже и не вспомню. Использую плетение веревочкой, простое, послойное и другие. У каждого свои особенности. Например, плетение веревочкой подходит в основном для изготовления дна у корзины. Прутья не только охватывают основания, но и переплетаются между собой. Можно применять так называемое квадратное плетение в шахматку с лозой двух оттенков, которые чередуются между собой. Распространенным является прямое плетение, при котором одиночные прутья вплетают через одну стойку в виде непрерывной ленты, наслаивая ряды по пологой спирали. Прочными корзины делает плетение рядами. Прутья перемешиваются горизонтально и вертикально.
— А что еще, кроме корзин, плетете?
— Делаю еще различные настенные панно. Их плету китайскими узелками. Они симметричные и имеют два конца, входящих в узел, и два выходящих из него. Несколько лет назад оплел кресло, которое сейчас в экспозиции краеведческого музея. Там же сделанная мной на заказ деревенская плетеная изгородь.
— Помимо плетения, чем-то еще увлекаетесь?
— В детстве пел в хоре и дуэтом со своим другом. Мой школьный товарищ хорошо рисовал, и я тоже загорелся этим делом. Писал с натуры и любил акварельными красками копировать картины известных художников. Как сейчас помню, что сделал копию картины Исаака Левитана «Золотая осень». Позже купил масляные краски и писал ими. Иногда вспоминаю о творчестве и сейчас. В школе занимался легкой атлетикой и участвовал в районных и краевых соревнованиях. Из-за одних из них даже пропустил выпускной вечер.
А сейчас еще люблю зимнюю рыбалку и дачу. Ежегодно выращиваю около пятидесяти сортов винограда.
Редакция интернет-журнала «ПроАмурск» благодарит Василия Гавриловича за интервью и желает ему вдохновения и долгих лет жизни! Его выставку можно посмотреть в музее до 26 марта.