Пусть ангел бережет вас
На прошлой неделе Амурск отпраздновал свой 65-летний юбилей. Главным подарком для амурчан стала архитектурно-скульптурная композиция «Ангел-хранитель», которую установили на набережной. Торжественно открыл новую достопримечательность города сам автор монумента — народный художник России Петр Стронский.
— Петр Тимофеевич, расскажите историю создания «Ангела-хранителя».
— Первый монумент с ангелом-хранителем мы установили в парке 850-летия Москвы к юбилею города. Только там скульптура называется «Добрый ангел мира». Он стоит в центре большой ротонды, к которой ведут ступени. Общая площадь архитектурного комплекса занимает почти 1,5 гектара. Так появилась идея распространить подобные композиции по всей России, а в итоге получился всемирный проект.
— Какие еще города и страны украшают ваши скульптуры в виде ангелов?
— Подобные монументы установлены в Ногинске, Дмитрове, Десногорске Калининградской области. За пределами России — в Греции, Бишкеке, на лазурном берегу Канн, где проходит известный каннский кинофестиваль. В венгерском городе Шиофок ангел расположился на озере Балатон в виде маяка.
— Созданные вами монументы — это ведь не братья-близнецы? Каждый из них имеет свои отличительные особенности?
— Они отличаются архитектурно. Нет двух одинаковых колонн: разная капитель, облицовка и укладка камня. Например, в Десногорске памятный знак «Добрый ангел-хранитель мира» установлен на макете земного шара, напоминающего большой глобус. Также скульптуры отличаются по пластике, лепке. У многих ангелов, в том числе и амурского, в руках голубь — как символ мира, надежды, веры и любви. В Новокуйбышевске над ангелом парят целых три голубя, а у каннского вместо птицы в руках лавровая ветвь.
— Почти юбилейным — тридцать девятым.
— Сколько времени потребовалось на изготовление данной скульптуры?
— В общей сложности около трех месяцев я лепил в натуральную величину модель из скульптурного пластилина, потом несколько недель специалисты ее формовали и еще месяц отливали. Технология старинная, осталась практически неизменной со времен Древней Греции.
— Почему было принято решение установить скульптуру в Амурске на высокой колонне?
— Я узнал, что архитектурную композицию планируют установить на берегу Амура. Это не только красиво, но и символично: ангел идет по полусфере, которая олицетворяет Землю. И он как бы вознесся над рекой, чтобы осенить своими большими крыльями жителей города.
— Пусть «Ангел-хранитель» бережет Амурск от всех невзгод, несет согласие и немеркнущий свет добра в каждый дом, в сердце каждого человека.
— Сейчас, когда увидели своими глазами готовый результат, считаете, ваша задумка удалась?
— Я никогда не бывал в Амурске, поэтому имел приблизительное представление. Однако «Ангел-хранитель» отлично вписался в архитектуру набережной. Даже не ожидал, что получится настолько красиво. Именно река и этот живописный фон внесли доминанту и добавили композиции свой элемент красоты. От этого скульптура выглядит еще монументальнее и изящнее. Благодарю руководство района и города Амурска, а также компанию «Полиметалл» за возможность реализовать этот архитектурно-скульптурный проект.
— Знаю, что в монументальном искусстве у вас имеется также опыт по росписи архитектурных памятников России. Расскажите о них.
— У меня несколько художественных образований. Вначале окончил художественное училище во Владивостоке, затем Дальневосточную академию искусств. После службы в армии военно-морского флота отправился в Москву получать образование художника-монументалиста. Учился у директора Третьяковской галереи и знаменитого мастера по монументальной живописи Юрия Королева. Поэтому мое творчество разностороннее: скульптура, монументальная роспись, включая фрески, мозаика.
Очень люблю заниматься художественной живописью — рисовать пейзажи, портреты, натюрморты. В 1998 году мне посчастливилось принять участие в конкурсе на роспись Храма Христа Спасителя. Я его выиграл и в 1999 году написал своей рукой в Храме 38 образов святых. После этого поступало множество предложений по росписи других исторических объектов с религиозной тематикой. Например, Храм Казанской иконы Божией Матери, делал мозаику в Спасо-Влахернском монастыре.
— С чего вообще начинался ваш путь в мир художественного творчества?
— Родители мои далеко не художники, мама — учитель русского языка и литературы, а отец — тренер по боксу. Тем не менее творчество в нашей семье имело место: мама расписывала елочные игрушки, а отец хорошо лепил. Помню, как он сделал мне лошадку из пластилина, с которой я долго не расставался. Было время, когда у папы тренировались художники, которые узнали, что у меня есть тяга к изобразительному искусству. Однажды они подарили мне масляные краски и кисти. Тогда это считалось дефицитом, так как профессиональные краски выдавали только художникам по членским билетам. Такому подарку я очень обрадовался. Потом родители отвели меня в художественную школу, которую я успешно окончил. А далее вы уже знаете.
— Поделитесь ближайшими творческими планами.
— Планируем привезти в Дальневосточный художественный музей, который находится в Хабаровске, выставку «Семья — душа России».
СПРАВКА
Петр Тимофеевич Стронский — человек, посвятивший свою жизнь изобразительному искусству. Известен миру благодаря своим уникальным скульптурам и картинам, которые по сей день украшают не только отечественные, но и зарубежные галереи и музеи. Его работы находятся в коллекции Ватикана и музее Зигмунда Фрейда в Вене. За выдающиеся заслуги в искусстве Петра Тимофеевича удостоили такими почетными званиями, как «Народный художник Российской Федерации» и «академик Российской академии художеств». Также он награжден различными медалями, грамотами и дипломами.