Экологическое образование — одна из самых важных вещей в мире
Энтони Эллисон — учитель экологического образования из Сиэтла. С 2010 года он успешно реализует программу по обмену опытом между российскими и американскими экологами. 6 сентября мистер Эллисон посетил Амурский ботанический сад, чтобы обсудить с коллегами-дальневосточниками проблемы экологического образования в России и США.
— Какие впечатления остались у вас от посещения нашего ботанического сада?
— Мы успели побывать в двух организациях — в ботаническом саду и детском центре «Натуралист». Я был поражен энтузиазмом сотрудников, которые там работают. Любовь к экологическому образованию — это начало всех хороших дел.
Я не ожидал, что в Амурске такая богатая оранжерея, да еще и аквариум с рыбами. При этом, как мне сегодня сказали, в городе живут всего 40 тысяч человек. Вам очень повезло, что у вас есть возможность заниматься в этих двух учреждениях. Еще я заметил, что у них разная специфика работы. В центре «Натуралист» она базисная, академическая и классическая, там работают специалисты высокого уровня в области естественных наук. А Ботанический сад занимается больше экологическим просвещением. Его сотрудники делают большое дело.
— Мистер Эллисон, как получилось, что вы начали работать в сфере экологического образования?
— В 1983 году я работал в рыбной промышленности. Наша компания тесно сотрудничала с российскими дальневосточными предприятиями — у нас были совместные рыболовные операции около западного побережья США. Там я плавал на российских судах и выучил русский язык. В 2004 году компания закрылась, а я переквалифицировался в учителя экологического образования. Сейчас работаю в двух экологических организациях: Arboretum — это дендрарий в Сиэтле — и Greenway. Мы проводим экологические занятия для школьников.
— Что включает в себя экологическое образование в Америке?
— В Greenway у нас довольно обширная программа. Вначале наши сотрудники едут в школу, где проводится единый урок для всех классов. Затем школьников приглашают на экскурсию в горы, в дикие леса. Там мы проводим занятия продолжительностью 4 часа на разные темы — например, изучаем лососевых рыб или устройство экосистемы в целом. Потом играем с ребятами в экологические игры. После этого школьники занимаются практической работой — сажают деревья и удаляют инвазивные виды растений, которые засоряют леса и душат местную флору.
В Arboretum есть программа для дошкольников «Маленький папоротник». С ее помощью малыши в игровой форме знакомятся с растительным миром. Для школьников с 3-го по 6-й класс разработаны программы по изучению болотистой местности и ее обитателей. Эти занятия похожи на те, что вы проводите в Болоньском заповеднике — ребята наблюдают за птицами, проходят квесты, берут водные пробы, изучают насекомых, так как насекомые являются индикатором качества воды.
Весной и осенью мы наблюдаем за растениями: изучаем процесс опыления, узнаем, почему падают листья и как распространяются семена по ботаническому саду.
А вообще экологическое образование — это очень широкое понятие. В него входят не только школьные уроки, построенные по образовательным стандартам, но и волонтерская деятельность, потому что в процессе такой работы люди больше узнают об экологии, об инвазивных видах растений и животных. Это тоже можно считать практическими занятиями.
— Как вы привлекаете школьников на свои уроки?
— В США существуют государственные стандарты и требования к школам, касающиеся дополнительного образования. Если наши программы им соответствуют, учитель имеет основание просить время и деньги на дополнительные занятия в ботаническом саду. Однако в основном учителя привозят к нам детей только в рамках школьной программы. У нас нет закона, которые говорит, что 70 % детей должны заниматься в учреждениях дополнительного образования, поэтому в Америке оно не развито так, как в России. У нас есть кружки, но это не системное явление. Например, если какой-нибудь учитель физики очень любит свой предмет, он может создать клуб энтузиастов. Чаще всего за дополнительное образование отвечают различные общества — например, Общество любителей местных растений, Общество любителей птиц. Они пытаются привлечь молодежь, но детям и подросткам сложно самостоятельно искать такие клубы.
— Какие мероприятия, направленные на изучение и решение конкретных экологических проблем, проводятся с участием школьников?
— Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что в разных учреждениях реализуются разные программы. Например, в нашем ботаническом саду есть программа по вторичному использованию и переработке материалов, экономии природных ресурсов. В других организациях детей учат рациональному использованию пищи. Происходит это так: в первый день программы ребята обедают в столовой, а затем взвешивают то, что осталось на тарелке. Каждый день цифры на весах постепенно уменьшаются — не потому, что дети начинают меньше есть, а потому, что они учатся не брать лишнего. Они даже соревнуются между собой, кто выбросит меньше еды. Также наши школьники ездят на заводы по очистке воды, где им показывают все стадии ее фильтрации.
Вообще в США борьба со многими экологическими проблемами ведется на законодательном уровне. Если Россия только на пути к рациональному использованию мусора, то у нас в каждом доме знают, что нельзя складывать неотсортированный мусор в один контейнер, так как это наказывается штрафом. Поэтому у нас нет надобности в таких уроках для детей.
— Как развивается экологическое волонтерство в Америке?
— Эта работа ведется у нас уже очень давно. В Сиэтле работает благотворительная волонтерская организация «Корпус Земли», которая многие годы спонсирует стажировки волонтеров и экологов по всему миру. На городском уровне действует система «Зеленый свет»— в ее рамках волонтеры работают в различных городских парках и зеленых зонах. На сайте проекта есть календарь, где можно посмотреть, в каком районе и когда будет проходить очередное мероприятие.
— С чего началось ваше сотрудничество по обмену опытом с российскими экологами?
— Инициатором этого обмена 10 лет назад стал я сам. Экологическое образование — это одна из самых важных вещей в мире. Оно, по сути своей, является международным предприятием: экологические проблемы, такие как, например, изменение климата, не признают политических или культурных границ. Одна страна не может их решить, нужно объединяться. Прежде всего, нам всем необходимы квалифицированные преподаватели-экологи, которые могли бы просвещать людей. Международные обмены помогают обучать, мотивировать и вдохновлять преподавателей экообразования. Российские коллеги приезжают к нам и увозят с собой новые идеи. Мы приезжаем в Россию и тоже видим какие-то вещи, которых не видели дома
В 2009 году я впервые посетил ботанический сад Владивостока. Там я познакомился с людьми, которые горели желанием заниматься экообразованием. Мы договорились, что попробуем организовать первую поездку трех американских специалистов в Россию. В 2011 году мы с коллегами работали в Приморском крае — вели занятия с детьми в Тернее, Кавалерово.
Сейчас наша работа с ботаническим садом Владивостока стала более активной. За эти годы стажировку в США прошли уже 10 специалистов, занятых в эколого-просветительской деятельности. К ним присоединились коллеги из Благовещенска, Томска, Иркутска и Новосибирска.
— Какие результаты дал обмен опытом между экологическими организациями в России и США?
— Прежде всего, это расширение и совершенствование программ экологического образования в ДВО РАН, усиление эффективности волонтерских программ, повышение мотивации, знаний и опыта американских и российских педагогов.
Наши экологи узнали в России много нового. Например, раньше мы не применяли игры на занятиях, а сейчас используем и даже придумываем свои.
Также американских преподавателей заинтересовали пришкольные сады и клумбы, где дети ухаживают за растениями. У нас в штатах подобное не развито, поэтому мы привезли эту идею с собой и начали рассказывать в школах о важности такой практической работы.
Наши специалисты побывали также в районе озера Байкал и многое узнали о том, что делают местные экологи в защиту озера. Какие-то идеи взяли и оттуда.
Вообще на северо-западе США экологическое образование очень развито, поэтому я думаю, русские специалисты у нас получают больше опыта, чем мы в России. Однако многие американские участники экологических конференций говорят, что здесь им открыли глаза на разные культуры и разные подходы к образованию. Мы испытываем большое уважение к русским коллегам, потому что они работают в более сложных условиях. Нам проще, потому что эта сфера у нас давно развивается.
— Расскажите о ваших дальнейших планах.
— В октябре в рамках обмена опытом между специалистами экологического образования и просвещения я поеду на Украину — в Киров, Львов и Каменец-Подольский.