В общении с детьми нет мелочей
Евгений Симаков работает учителем в школе № 6 Амурска уже 20 лет — и планирует работать еще как минимум 20 лет. Он преподает сразу три предмета — изобразительное искусство, черчение и английский язык. От детей и нагрузки не устает, наоборот, чувствует себя молодым, катается на велосипеде и балует семью тортами и пирожными собственного приготовления.
Дети — не роботы!
— Евгений, помните ваш первый рабочий день?
— Немного предыстории. Я не коренной дальневосточник, вырос в Казахстане, там же в 1998 году закончил университет, художественно-графическое отделение. Но хоть в душе я и был художником, решил, что мое призвание все-таки — учить детей. Моя сестра Анастасия, тоже педагог, жила в Амурске и пригласила меня поработать в школе №6. Я приехал щупленький, маленький, поэтому многие подумали, что я надолго не задержусь. И вот первое рабочее утро. Настя подошла к кабинету, посмотрела —тишина, и все увлеченно рисуют. «Ну, значит, будет работать!» — подумала она. И со спокойной душой переехала жить и работать в Комсомольск (смеется). А я остался.
— Идеальный ученик. Какой он на ваш взгляд?
— Недавно я смотрел постановку «Сын учителя». В ней учительнице снится сон, что она заходит в класс, а там идеальные детки. Она слово сказала — они встали, она глазом моргнула — сели. Все знают, все умеют. А я подумал про себя — смог бы я работать в такой школе? Мне было бы скучно. Я хочу, чтобы дети были задорными и активными. Я хочу, чтобы они радовались. Тогда им будет что отдать, с ними интересно будет работать. Дети — не роботы, чтобы стоять и ходить по команде.
— Бывают ли у вас ученики-«любимчики»?
— Нет, я ко всем отношусь ровно. Стараюсь уделить больше внимания детям из неблагополучных семей, у которых неустроен быт, отсутствует семейное тепло, а отсюда черствость души, агрессивность, замкнутость. К сожалению, родителям этих детей некогда думать о том, будет ли их ребенок, затаив дыхание, следить за полетом стрекозы, слышать шум моря, изображать родной пейзаж. А у меня есть время на это.
Помочь этим детям почувствовать радость творческой удачи — не это ли главный результат учителя изобразительного искусства!
Какими качествами должен обладать преподаватель, чтобы посвятить 20 лет одному делу?
— Я вам больше скажу: 20 лет для меня не предел. Я еще 20 лет планирую, и еще… Я раньше думал: через пять лет на пенсию. А тут совсем недавно пенсионный возраст продлили, и я понял, что это перезагрузка. Нас готовят к тому, чтобы мы понимали, что мы молоды! Я теперь всем говорю, что я молодой, до пенсии еще ого-го. А если серьезно — в работе учителя нужно перевернуть сознание, свое отношение, свои мысли в позитивное русло, радоваться жизни. Этому я и детей учу.
— Поступали предложения повышения или перевода?
— Предлагали, и не раз. И в Москве, и в нашей школе, после трех лет на должности завуча. За это время я понял — работа администратора и учителя абсолютно разные. Я творческий человек. Мне ближе работа с детьми, преподавание
— А почему не остались в Москве? Многие стремятся продолжить карьеру в мегаполисе.
— Мне нравится наш город. Мне нравится наша школа.
— И чем же?
— Компактный, маленький город… Я иду по нашим улочкам, здороваюсь с людьми. У меня много знакомых среди амурчан — профессия моя такая. Могу часами с ними разговаривать. У нас очень много хороших, добрых людей. А какая красота вокруг! Горы, лес, река. Ну разве не произведение искусства? У нас и детей много талантливых, потому что природа вокруг живописная. В каждом листочке красота. А сколько в городе творческих людей — поэтов, художников, музыкантов. Всю эту красоту они чувствуют, а потом им необходимо ее передать другим через свое творчество.
— Может, хотели бы что-то изменить?
— Единственное, чего мне не хватает, это ярких домов. По примеру дома на Комсомольском проспекте, 8. Было бы здорово, если бы изменилась архитектура. Много серости, а хочется ярких пятен. Тогда, я уверен, и улыбающихся людей было бы намного больше.
Рецепт успеха
— Сколько позади выпускных классов?
— Четыре выпуска, и вот сейчас пришли пятиклашки. Был класс, который я выпустил, пробыв с ними всего один год. Но у меня было ощущение, что я их знаю всю жизнь. Мы до сих пор с ними встречаемся, дружим все. Очень их полюбил! Недавно встретил родителей, говорю им: «Давайте я отправлю письма во все институты, где они учатся, пусть их отчисляют, заберу их назад к себе».
— Что значит быть классным руководителем?
— Это забота, внимание, понимание и большая ответственность. Ты — второй отец, а для кого-то и первый. У каждого класса я чему-то учусь. Фишечки, словечки, отношение к жизни. Не спорю, быть классным — это непросто. Эта работа много энергии порой забирает, но тот обмен, который происходит с ребятами, безусловно этого стоит.
Вы — учитель старой закалки? Или все время совершенствуетесь, шагая в ногу со временем?
— Благодаря нашему директору Нине Афанасьевне Шевченко мы всегда в курсе актуальных новостей. Она думает на пять шагов вперед. Мы в курсе всех новинок. Если кто-то из нас поехал в другую школу, район, город, страну, мы всегда делимся с директором тем, что почерпнули для себя. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом.
И мне все изменения, которые происходят в образовании, даются очень легко. Они очень давно назрели, и я прекрасно понимаю, что без них нельзя сегодня жить.
Для меня в работе самое важное — саморазвитие. В 6-й школе у меня есть такая возможность. Отработав всего лишь полтора года в школе, еще совсем молодой, я получил первое место в районном конкурсе «Учитель года».
— Есть у вас «секретный ингредиент» в работе? Как вовлекаете детей в учебный процесс?
— Интересным делом. На моих уроках это получается само собой. Почему дети бегут на уроки изобразительного искусства? Наверное, потому что, открывая дверь в кабинет, они знают о том, что здесь их ждут, им доверяют. Вместе с учениками можем «побродить» по Лувру или Эрмитажу, рассмотреть мельчайшие детали работ великих художников. Но, конечно, главное — учимся рисовать. Ничто не заменит запах краски, прикосновение к холсту. Пусть ребята не станут великими мастерами, но уверен, что они будут добрее, будут лучше понимать друг друга и мир.
— Какие отношения вы выстраиваете с учениками?
— Я часто задаю себе вопрос: кем я должен быть для подростков? Учителем-ментором или учителем-другом? И каждый раз прихожу к выводу, что важнее для подростков сегодня быть другом, который восполняет дефицит общения детей со взрослыми. Для меня в этом нет мелочей: будь то простое приветствие, диалог с ребенком, отношение ребенка к работе, выставление оценки, комментарий. На каждом уроке я чувствую себя режиссером спектакля, в котором играют талантливые артисты. И пусть они общаются со мной еще не совсем профессиональным языком, но они искренни и с радостью выражают свое отношение к различным вопросам по изобразительному искусству. Наблюдая за процессом творчества детей, переходя от рисунка к рисунку своих учеников, всегда восторгаюсь неповторимостью исполнения, богатством их души.
Art plus English
— Учитель наверняка, как и его ученики, с нетерпение ждет летних каникул. Как вы их проводите?
— Наша семья любит путешествовать. Каждый год стараемся выбраться в путешествие. Мы были в США, в Казахстан ездили, по крупным городам России. Я тогда совсем не знал английского и чувствовал себя очень некомфортно. Поэтому в 2012 году записался в лингвистическую школу — попросился в группу «для чайников». Учительница у меня была Ирина Николаевна, сейчас она живет в Канаде. Два года я у нее занимался. Понял, что мне нравится, у меня получается. Ну, а потом, когда стал путешествовать в англоговорящие страны, понял, что язык очень помогает в жизни, и решил выучить его уже на другом уровне. Окончил педагогический институт с красным дипломом и вот уже полтора года как преподаю английский язык в школе.
— Вы еще и авторскую программу затеяли?
— Да, образовательный курс. У меня родилась идея, написать программу Artplusenglish —изучение английского языка через изобразительное искусство, и наоборот. Урок будет проходить только на английском языке. Этим я сейчас занимаюсь, но в связи с поездкой на конкурс «Педагогический дебют 2019» не успел довести ее до ума, поэтому эту работу перенес на лето.
Велосипеды, танцы и «Генерал»
— Как проводите свободное от работы время?
— Я очень люблю кататься на велосипеде. У нас с моим классом есть группа в whatsapp «Велосипедисты». Мы собираемся и катаемся по городу.
Когда пришел в школу работать, услышал в одном из классов разговор среди девочек, что у нас в ДК Любовь Михайловна Лысихина преподает танцы. Я им рассказал о своей давней детской мечте заниматься танцами. Одна из девочек на следующий день приходит ко мне, говорит: «Евгений Леонидович, я вам нашла партнершу. У меня старшая сестра тоже мечтает заниматься танцами, а партнера нет». Так я познакомился со своей будущей женой. Целый год мы танцевали румбу, ча-ча-ча, танго, а потом сыграли свадьбу, и спустя год у нас родилась дочка Лиза. Теперь и она занимается в ДК в театральной студии «Маска.Рад».
— У вас творческая семья?
— Наверное, да! Жена, она работает психологом в 8 школе, любит шить и придумывает какие-то инженерные вещи, конструирует, разрабатывает. А еще мы все в семье дома рисуем, когда есть время.
— Я слышала, что из вас мог бы получиться отличный повар?
— Да, я очень люблю готовить. Жена у меня вообще дома не готовит, я занимаюсь этим полностью сам. Когда познакомились, мы оба поняли, что я это делаю лучше, вкуснее, и радости мне это занятие приносит больше. Жена у меня вегетарианка, поэтому я отдельно готовлю для нее и для нас с Лизой. Любое блюдо я стараюсь не только приготовить, но и украсить, подойти творчески — как картину написать! Наверное, если бы я не стал учителем ИЗО, был бы известным шеф-поваром со своим рестораном с мишленовской звездой.
— Наверняка у вас в копилке есть личный кулинарный шедевр?
— Я очень люблю печь торты. Один из самых моих любимых — торт «Генерал», а любимое пирожное — эклер. Получается очень вкусно, пальчики оближешь! В семейных путешествиях мы с дочкой стараемся везде попробовать торт тирамису, и везде он разный. И мы теперь планируем с Лизой в ближайшем будущем изготовить свой тирамису. Может, это будет наша новая фишка.
— А как же житейские проблемы? Как с ними вы справляетесь?
— Конечно же, они и у меня есть. Стараюсь их решать сообща со своей семьей. Жена — мой самый главный советчик и помощник. Я живу эмоциями, а она более спокойна. Поэтому в любой сложной ситуации набираю ее номер и прошу дать мне совет, как поступить в той или иной ситуации. И всегда уверен, что совет будет реально взвешенный и правильный.
Мы всегда преодолеваем все трудности только вместе. Это очень здорово, когда рядом есть такой человек. Порой очень важен взгляд со стороны. Часто бывает, что ответ лежит на поверхности. И ты думаешь: как я сам не догадался?