О чем молчат караси?
Как излечить растения от цветочных мух? Что влияет на активность лесной улитки? Какие улицы города можно назвать самыми чистыми? Эти и другие темы исследовали ученики школ и воспитанники детских садов.
В эколого-биологическом центре «Натуралист» прошла 25-я районная научно-практическая конференция. Юные экологи представили 16 докладов по итогам своих экспериментов и исследовательских работ.
— Ежегодная конференция в «Натуралисте» — часть проекта «Здоровая среда — дело каждого», который реализуется при поддержке компании «Полиметалл» с 2013 года. За шесть лет мы провели в его рамках множество мероприятий, самым масштабным из которых стала акция по уборке набережной «Экологический патруль», — напоминает директор центра Татьяна Царева.
Самые юные докладчики — дошколята — только делают первые шаги в науке. Например, Ксения Морозова вместе с родителями изучила, какие рыбы обитают в Амуре и что им нужно для жизни. А чтобы познакомиться с внутренним строением рыбы, Морозовым пришлось купить на ужин пару карасиков.
Теперь и остальные участники конференции знают, как выглядит плавательный пузырь — Ксюша его наглядно продемонстрировала.
Воспитаннице детского сада № 52 Альбине Алескеровой больше по душе ботаника. Несколько месяцев она наблюдала, как магнит влияет на рост комнатных растений, и в итоге дала совет всем дачникам: чтобы вырос богатый урожай, магниты нужно закапывать на каждой грядке.
— В таком возрасте детям еще сложно строить логические цепочки, поэтому исследования проводились в игровой форме: ребята читали книги, смотрели фильмы, ловили сачком водоросли и моллюсков на берегу Амура и тут же рассматривали свой улов под мини-микроскопом, — говорит Татьяна Царева.
Школьники под руководством педагогов «Натуралиста» изучали уже более сложные темы: выявляли альтернативные источники энергии, изучали дикорастущие лекарственные растения Амурска, выясняли, как гидрогель влияет на почву для комнатных цветов.
— Успех таких работ во многом зависит от того, насколько ребенку интересен предмет исследования, — говорит педагог дополнительного образования Екатерина Максимкина. — Поэтому сначала мы стараемся узнать, кто из ребят чем увлекается, а потом предлагаем раскрыть какую-то тему шире.
Старшеклассники на конференции чувствовали себя совсем свободно — многие из них выступают здесь с докладами каждый год. Темы у них были самые разныне ихтиология, орнитология, экология города. Большую часть исследований подростки провели в рамках экологической экспедиции «Формика».
— Анализ экологического состояния городских районов с помощью белого клевера — большая и серьезная работа, которую я веду с прошлого года – рассказывает ученица школы № 2 Виктория Сафронова. — Листья белого клевера позволяют определить степень загрязнения почвенного покрова. На них формируется определенный рисунок, который можно расшифровать. На этот раз я исследовала новые точки — набережную, протоку старый Галбон, улицы Пионерскую и Амурскую.
Самыми чистыми по результатам исследований Вики оказались протока и улица Амурская в районе набережной. На остальных участках уровень загрязнения почвы выше из-за строительных работы и близости автомобильных дорог.
Все работы юных экологов опубликуют в сборнике докладов. Кроме того, старшеклассники используют свои наработки для участия во всероссийском конкурсе имени В.И. Вернадского. Такой опыт у «Натуралиста» уже есть — весной этого года Светлана Раткевич представила на конкурс работу в номинации «Наука о водоемах» и заняла 1-е место.
— Уже не первый год я изучаю экосистему Амура. Летом даже побывала с экскурсией на Анюйском рыбозаводе по приглашению «Полиметалла». Мы выпускали в Амур мальков осетра, которых вырастили в бассейнах, — делится Светлана. — Этот опыт я частично использовала для своей новой исследовательской работы: изучала особенности ихтиофауны и видовое разнообразие рыб Амура в окрестностях нашего города.
РЕЗУЛЬТАТЫ 25-Й РАЙОННОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
В секции «Начальная школа»:
1-е место — Наталья Гудан, школа № 5
2-е место — Александр Степанов, школа № 3
3-е место — Виталина Маринич, школа № 7, Альбина Сергеева, центр «Натуралист»
В секции «Старшие школьники»:
1-е место — Вадим Равлик, центр «Натуралист»
2-е место — Виктория Сафронова, центр «Натуралист»
3-е место — Светлана Раткевич, центр «Натуралист», Елизавета Лаврик, школа № 3