Письмо в редакцию
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится хорошей новостью
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится событием
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Поделится своей историей
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Предложить героя
Не более 5 файлов по 2 МБ jpg, png, pdf, doc/docx, xls/xlsx, zip
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Добавить отзыв о месте
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Прикрепить файл
Не более 5 файлов по 2 МБ
jpg, png, pdf, docx, xlsx, zip
Сообщение об ошибке
 / 
проАмурск МЕСТА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ проАмурск
-24 °C
Чудеса в чешуе
Фото — Екатерина Касаткина
Семейные истории

Чудеса в чешуе

Художница, самородок, человек, который знает о рыбьей коже все и даже больше. Так говорят о народной мастерице из села Джуен Людмиле Ходжер. Ко дню рождения Амурского района она подарила землякам возможность поближе познакомиться с ее творчеством, представив в городском музее экспозицию «Искусство, вышедшее из воды», куда вошли более двадцати изделий из рыбьей кожи, комплекты женской и мужской национальной одежды, ковры, панно, шкатулки и травяные мячи для игр.

Людмила Ходжер — человек необыкновенного таланта. Как и большинство дальневосточных мастериц, она владеет многими традиционными рукодельными навыками, особенно выделкой из рыбьей кожи. Ее работы как яркое свидетельство культурного богатства народов нани давно являются жемчужиной музейных и частных собраний России и зарубежья.

Тяга к творчеству у Людмилы Викторовны появилась в детстве. Многому ее научила бабушка, известная на Дальнем Востоке мастерица Вера Ходжер. Недаром говорят, что дети все впитывают, как губка. Так и наша героиня впитала все знания и умения, которыми владела ее бабушка. В детстве шустрая и непоседливая девочка замирала, видя ее за работой.

Людмила Ходжер

— Многому я училась, просто наблюдая, а иногда и помогала бабушке. Она, кажется, умела все — шила ковры из шкур, украшала одежду узорной вышивкой, создавала покрывала и халаты, делала обувь из рыбьей кожи, сшивая лоскуты нитками из сухожилий. О ней даже в книгах писали, а за рубежом устраивали выставки ее работ. Из сорока внуков я единственная с детства загорелась интересом к такому творчеству. Бабушка охотно делилась со мной всеми знаниями. Помню, как вместе мы вышивали ковер, который потом был представлен на выставке.

Основательно обработкой рыбьей кожи Людмила занялась, когда познала счастье материнства. На новогодний праздник она решила сшить для дочери халат в традиционном нанайском стиле из рыбьей кожи, и уже не смогла остановиться. Погрузилась в творчество с головой. Сегодня мастерица шьет национальную нанайскую женскую, мужскую, детскую одежду и обувь, вышивает ковры, создает художественные панно, обереги и сувениры.

По словам мастерицы, процесс выделки рыбьей кожи трудоемкий, он занимает много времени. На обработку кожи одной рыбы уходит больше 15 часов. Пойманную рыбу потрошат и несколько часов сушат на воздухе, затем с нее специальным ножом снимают кожу. Ее скоблят, чтобы очистить от мяса и жира, обезжиривают с помощью средства для мытья посуды, заменившего более традиционные опилки и глину, а затем растягивают на деревянных досках для просушки. После этого высушенную кожу начинают обрабатывать в кожемялке, постоянно переворачивая.

Людмила Ходжер

— Если нужна светлая гладкая кожа, то чешуя снимается вместе с ворсом, а если требуется темная, то ворс оставляют. Рыбья кожа дает богатую цветовую палитру. Так, кожа сазана после выделки на морозе становится белой, ее использовали для свадебных и других нарядных одеяний. Правда, сазана сложнее обрабатывать, поскольку он очень жирный. Кожа сома — почти черная, бывает золотистой или пятнистой. Шкура щуки хрупкая, с ней работать трудно, поэтому лучше использовать ее для сувениров и украшений. Для шитья обуви, рукавиц и плащей следует брать кожу кеты и ленка. Для обработки можно использовать как шкуру замороженной рыбы, так и свежей.

На вопрос, сколько времени уходит на изготовление одного изделия из рыбьей шкуры, Людмила Викторовна говорит, что все зависит от размеров, сложности изделия и выносливости мастера, так как обработка рыбьих шкур — довольно монотонная, кропотливая работа, которая утомляет мышцы рук и спины. В целом на изготовление небольшого панно уходит около двух месяцев. Кожу мастерица всегда оставляет в исходном цвете, показывая богатство природных красок.

Выделывать рыбью кожу для нее несложно, но процесс она доводит до «мозолей вековых», потому что лучшая кожа — это ручная выделка по прабабушкиным рецептам. Увлекается Людмила так, что может просидеть за работой весь день, не считая часов. Всякая шкурка для нее одинаково прекрасна. По ее словам, рыбья кожа — это магическая вещь, оторваться от которой невозможно.

Личный оберег Людмилы в виде черепахи
Работы Людмилы

Переняв от своей бабушки навыки и технологии работы с тканью и мехом, Людмила Ходжер продолжила традиции нанайских мастериц в украшении одежды, обуви, ковров и других изделий из ткани. В вышивке, украшающей все изделия мастерицы, большой набор видов швов, которые вносят разнообразие в рисунки. А узоры народов Приамурья, особенно нанайские, считаются во всем мире одними из самых сложных, полных всевозможных значений и тайн.

Все костюмы шьются вручную, узоры крепятся на специальный клей, однако, чтобы рисунок точно сохранился и остался на месте, его потом еще и пришивают.

Для украшения свадебных халатов подбирается кожа разных оттенков, порой это занимает очень много времени. Например, один из них Людмила делала почти год. На его изготовление понадобилось больше пятидесяти шкурок. По ее словам, у менее опытных мастеров эта работа может занять несколько лет.

— Раскрой халата из кожи рыбы — сложная и ответственная работа, — говорит Людмила. — Необходимо избежать эффекта беспорядочно нагроможденных небольших кусочков и создать гармоничную мозаичную композицию из десятков отрезков. Этого можно достигнуть, только благодаря многолетней практике.

Украшение халатов из рыбьей кожи требует не только тонкого вкуса, но и большого мастерства. Каждый узор — это небольшой рассказ. По нему можно узнать не только об обычаях нанайцев и строении мира, но и личные поверья будущей невесты, а также о ее способности продлить род мужа.

Людмила Ходжер

— Мастерица могла самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей. Но узор для халата вышивать на одеяле или подушках нельзя, так как рисунок может иметь магический или символический смысл. Композиция орнамента всегда подчинена форме изделия, ее размеру и узору. Например, на халате она точно соответствует округлости ворота или ломаной линии по его борту. У мастеров существовал золотой закон неповторимости. Он гласил, что любой узор художника не должен копировать орнамент его предшественников и современных ему вышивальщиц и резчиков. В каждой композиции узора должно быть свое оригинальное начало — и в линии, и в цвете.


В своих работах стараюсь сохранять традиции нанайских мастериц, но время не стоит на месте, поэтому я стала шить своим внукам современную одежду с национальным орнаментом. Покупаю в магазине готовые футболки и вышиваю на них нанайские узоры, на шарфах и платках тоже делаю вышивку. Все мои дети занимаются вышиванием, теперь я учу этому мастерству своих внуков.

Мастерица у собственной экспозиции
Наряд из рыбьей кожи

Сегодня Людмила Викторовна передает свое мастерство подрастающему поколению. На протяжении многих лет она работает руководителем кружка декоративно-прикладного искусства в центре «Амтака». Учит детей вышивать, делать игрушки и панно. В основном из меха, кожи и ткани. Когда ребята начинают работу, вдохновение им помогают черпать местные народные сказки и мифы. Для этого дети просматривают книги, коих в центре за годы работы собралось великое множество. Усложнение работ учеников происходит постепенно. Сначала мастер обучает их азам ремесла, а работы делаются исходя из возраста ребенка. Чем взрослее ребенок и чем выше становится его мастерство, тем более сложные работы он может выполнять.

Сейчас у Людмилы Викторовны есть несколько учеников, которые постоянно занимаются, полностью знают весь процесс выделки рыбьей кожи и создания из нее изделий. Работы ее ребят высоко ценятся на различных конкурсах и мероприятиях.

Людмила Ходжер

— Очень много людей хотят прикоснуться к древней культуре и узнать больше о быте коренных народов, хотят научиться новому. И главная ошибка здесь — думать, что все это очень просто. Но даже изготовление маленького кошелька или косметички — это тяжелый труд с множеством своих нюансов. У многих не хватает терпения на выделку. Вышивкой дети еще могут заниматься, а вот рыбья кожа дается не каждому. Да даже наши сотрудники мнут кожу и потом сетуют на боль в руках. Что уж говорить о детях! Обязательно им надо помогать и направлять их. Где-то помочь, где-то что-то подсказать. Многие вещи они еще не до конца понимают или например, какие-то тонкие детали не могут сделать в силу своего возраста.

Работы внучки Людмилы Ходжер

Выделка рыбьей кожи — мастерство не для слабых, буквально. Проходя каждый этап создания изделия, творец задействует свои тело и дух. И на каждом этапе есть свои трудности, которые ученики стараются преодолевать с помощью мастера. Как и любой учитель, Людмила Ходжер очень надеется, что знания, которые она передает нынешнему поколению, не затеряются в потоке времени, а будут помогать ее ученикам. И, возможно, в свое время, они также продолжат путь настоящего творца и будут заниматься сохранением традиционного искусства.

Читайте также:

Подписывайтесь на наши социальные сети