Эволюция советской открытки: как амурчанка увлеклась филокартией
Еще 40–50 лет назад открытка была самым распространенным способом поздравить с праздником родных и друзей, даже живущих в других городах. Многие собирали красочные открытки в отдельную стопочку и хранили их в память о прошедшем событии или как теплый привет издалека. О том, как семейный ритуал перерос в настоящее увлечение филокартией, рассказывает амурчанка Татьяна Чеховская.
Связь через поколения
Младшему поколению сейчас трудно представить, что несколько десятилетий назад открытка считалась самым ценным и популярным подарком на День Рождения, Новый год и другие праздники. Причем в советские времена поздравительные открытки лично в руки вручали редко: в основном их посылали по почте в другие города и страны. Такие, как кажется в наше время, банальные сюрпризы дарили людям ощущение приближающегося праздника, содержали тайные послания и самые искренние пожелания. Многие люди старшего возраста до сих пор хранят, наряду со старыми фотоальбомами, пачки советских поздравительных карточек, полученных от родственников и друзей. Для кого-то такая добрая традиция в результате стала увлечением — филокартией. Например, у героини нашего материла Татьяны Чеховской в коллекции насчитывается около 500 разнообразных открыток: детские, открытки-книжки, новогодние, музыкальные, с изображением актеров театра и кино, самодельные — или, как их называли в Советском союзе, кустарные. Самые первые из них, датируемые 1932-м годом, достались ей по наследству от мамы Марии Ефимовой
— В детстве мы просто собирали открытки в отдельную стопочку и хранили как память о прошедшем событии. Так и набралась целая коллекция, которую я берегу до сих пор. Самостоятельно покупать открытки стала примерно в десять лет, когда мне начали давать деньги на карманные расходы. Приходила в книжный магазин и выбирала наиболее понравившиеся. А вот современные открытки, хоть и собираю, но они уже не такие, как советские, нет в них той изюминки, — отмечает Татьяна.
Кустарная коллекция
История новогодней открытки в Советском Союзе началась только в 50-е годы прошлого века. Все дело в том, что после Октябрьской революции любая рождественская символика была под запретом, праздник считался пережитком буржуазного прошлого. Однако и до этого времени люди стремились посылать открытки. Несмотря на существующие ограничения, находились умельцы, которые изготавливали открытки кустарным способом. Правда, за их изготовление и продажу можно было получить нешуточный тюремный срок — это считалось незаконной коммерческой деятельностью.
Разбирая имеющуюся коллекцию у Татьяны Чеховской, мы нашли пятнадцать таких кустарных открыток. Они больше похожи на фотографии с изображением каких-то красивых моделей — детей или влюбленных пар. У них нет на обороте разлиновки, выходных данных, места для марки и адреса. Однако на каждой фотокарточке обязательно имеется цитата или надпись: «Жду тебя!», «Давай помиримся!», «Любовь один раз в жизни!», «Возьми открытку в руки, вспомни меня и то время, что мы с тобой проводили!» Такие открытки в большинстве своем предназначались для нежных признаний в любви, поэтому пользовались в советские времена большой популярностью. Довольно часто на подобных открытках портрет мужчины и женщины украшен еще виньетками, сердечками или цветами.
— Я не знаю, как эти открытки попали к моей маме, но я их также бережно храню наряду с остальными, — отмечает Татьяна. — Позже мне самой стало интересно, что это были за открытки, на которых изображены незнакомые люди. Оказывается, какие-то неизвестные модели соглашались фотографироваться, а потом фото шло в тираж, украшенное цветами и надписями. Благодаря кустарным открыткам парни или девушки рассказывали о своих чувствах второй половинке или пытались помириться. Можно было даже сделать такие открытки на заказ в каком-нибудь подпольном фотоателье. Особой популярностью кустари пользовались в курортных городах.
Открытка — популярный советский подарок
В 1953 году наладили массовый выпуск советской поздравительной открытки. Их рисовали лучшие художники страны на отличном картоне, и это зачастую был единственный подарок, который могли позволить себе люди в послевоенные годы. Яркие, глянцевые открытки радовали глаз и создавали атмосферу праздника. В начале 1950-х годов поздравительные открытки выпускали в основном на два больших праздника — Новый Год и День Победы. Одним из главных сюжетов стали Москва, с ее кремлевскими башнями, звездами, курантами и памятниками. Представители старшего поколения помнят, как их мамы и бабушки покупали на почте или в киосках Союзпечати целые стопки этих открыток, чтобы потом отсылать их родственникам, друзьям и знакомым.
— В то время во многих семьях существовал этот своеобразный ритуал. Перед большими праздниками — новогодними или майскими, например — нужно было пойти на почту, чтобы купить необходимое количество поздравительных открыток. Их покупали заранее, иногда штук по тридцать. При этом старались выбирать красивые и недорогие. Цена варьировалась от пяти до двадцати копеек. В почтовых отделениях продавались и двойные открытки с конвертами, но они стоили гораздо дороже. Позже иллюстрации с открыток начали перерисовывать для новогодних стенгазет и годами хранили в коробках из-под обуви.
В начале шестидесятых годовна открытках появляются первые спецэффекты — тиснение и фольгирование. Элементы открыток становятся блестящими и выпуклыми. Начали меняться и сюжеты. Помимо курантов и новогодних елей, на открытках появляются сказочные персонажи, лесные звери, Дед Мороз и Снегурочка. Наряду с этим на целое десятилетие популярными изображениями на советской открытке становятся портреты космонавтов и все, что связано с космической тематикой.
В 70-е годы набирает обороты фотооткрытка — с различными цветами, марками советских автомобилей, объемные, раскладные, с портретами популярных актеров и певцов. По словам Татьяны, тогда собирать такие открытки было модно, поэтому разбирали их моментально. А в 1980-м на многих открытках появился талисман XXII летних Олимпийских игр, проходивших в Москве — олимпийский Мишка.
Сказочные открытки на долгую память
Самыми яркими и сказочными в Советском Союзе были поздравительные открытки, созданные художником Владимиром Зарубиным. Каждое событие, отображенное на такой открытке, будь то 8 Марта или появление новорожденного, представляло собой небольшой сюжет. Изображения на открытках были похожи на книжные иллюстрации, с веселыми зайчиками, ежиками, медвежатами, белочками и снеговиками.
— Его открытки мигом разметались с прилавков почтовых отделений и газетных киосков, а иногда за ними даже выстраивались очереди. Мне тоже полюбились эти милые и яркие открытки, особенно новогодние. От них веет добротой и волшебством. Текста у них тоже тогда никакого не было, писали поздравление от души на оборотной стороне, потом приклеивали марку и отправляли. Приятно было получить ответное поздравление. Потом перечитываешь, а на душе становится так тепло и хорошо, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Некоторые открытки мне было жалко отправлять, поэтому они так и остались в моей коллекции просто на память.
В это же время, примерно в 1983 году, на прилавках книжных магазинов и киосков появились еще стерео- и вариооткрытки. В детстве их называли «волшебными» или «переливашками». В отличие от голограммы, такие изображения позволяют передавать не только объем на плоской поверхности, но и придавать объектам элементы динамики или видеть несколько различных объектов при смене угла зрения. Чаще всего на таких открытках изображались сказочные герои или фрагменты из советских художественных фильмов и мультфильмов. Например, «Морозко», «По щучьему велению», «Буратино», «Львенок и Черепаха», «Королевство кривых зеркал» и другие. Цена такой открытки была дороже обычной и составляла 60 копеек.
Лимитированная коллекция
Есть у Татьяны Чеховской и такие открытки, которые представляют для филокартистов особую ценность. Например, такие, на которых изображались крышки миниатюрных лакированных шкатулок, которые изготавливали в Палехе. Этот поселок городского типа в Ивановской области — центр русского народного промысла: палехской лаковой миниатюры и иконописи. Однако печаталась эта серия в Швейцарии. А на оборотной стороне каждой имеется примечание: «Рисунок, преподнесенный в дар Детскому фонду Организации Объединенных Наций».
В единичном экземпляре сохранилась также открытка, на которую перенесли эскиз костюма Эстреллы к балету «Карнавал», придуманный и нарисованный великим театральным художником и дизайнером Львом Бакстом.
У Татьяны Чеховской, помимо большой коллекции открыток, есть и другие коллекции: несколько альбомов с редкими и уникальными марками, монеты из разных стран и удивительные статуэтки. Более подробно о каждой из коллекций мы расскажем в наших следующих материалах.